Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО 4 КЛАСС
ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ

Урок 28. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК КОМПОЗИТОРОВ РАЗНЫХ СТРАН

Вступление
Сегодня мы попробуем сравнить музыкальные языка композиторов разных стран и народов.
Послушайте известный вам музыкальное произведение и определите имя композитора и образное содержание произведения.

Слушание музыки
(Звучит «Заход солнца» Э. Грига)
Романс «Заход солнца», который мы только что прослушали, написал выдающийся норвежский композитор Эдвард Григ.
В нем изображена красота вечерней поры, выражена любовь к родной природе. Эта музыка мелодичная, лирическая и поэтическая.
Сегодня мы продолжим разучивание романса «Закат». Помните о интонационную выразительность и широту дыхания каждой фразы.

Продолжение разучивание романса «Закат»
1. Находит тень и день прошел,
И погас свет в лесу.
Багрянец золотом упал,
На землю тьмы завеса.
В вечерней тишине волшебной
Берез шепчут ветви...
На землю вновь приходят сны,
Над миром
віють мрии.
2. Как грустно с нами день прощавсь,
В тревоге горы спали,
Закрыли цветы лепестки
И птицы умолкли.
Замерла даль и ждет,
Вся плача росой,
Быстро солнце исчезнет где-то
За полосой ясной.



Караоке. Романс «Заход солнца»
Романс «Заход солнца» (минус)

Слушание музыки
Красоту родной природы изображал в своих произведениях и украинский композитор Николай Витальевич Лысенко.
Прослушайте один из них и попробуйте понять образное содержание произведения; дайте ему свое название.
Звучит «Баркарола» М. Лысенко
Николай Лысенко создал впечатление водного пространства, передал спокойное покачивание речных волн.
Композитор использовал мелодию известной украинской народной песни «Пливе човен». А назвал он свое произведение «Баркарола».

Сведения о баркаролы - песни гондольеров
Баркарола родилась в прекрасном итальянском городе - Венеции, которую называют «столицей Нептуна», «жемчужиной Адриатики». Венеция построена на островах и почти не имеет улиц. Вместо них город перерезают каналы. У них даже открываются двери домов; к лестнице привязаны длинные черные лодки - гондолы.
В гондолах, которые плывут бесконечными лентами каналов, и рождаются баркаролы - песни лодочников-гондольеров.
Они спокойные, мелодичные, плавные; в аккомпанементе - размеренное покачивание в своеобразном ритме, словно волны набегают одна на одну.

Композиторы полюбился мягкий песенный ритм баркаролы (иногда ее называют гондольера) - и вслед за венецианскими народными песнями появились баркаролы, созданные композиторами разных стран.

Слушания. М. Глинка. Романс «Венецианская ночь»

Выдающийся русский композитор Михаил Иванович Глинка почти три года жил в Италии. Он был поражен природой, бытом и співацькою культурой этой страны. Под влиянием итальянских народных песен Глинка создал свой найпоетичніший, светлый романс на слова Ивана Козлова «Венецианская ночь».

В нем композитор передает поэтическую красоту летней итальянской ночи и мечтательные настроения, их вызывающих, как говорил сам Глинка, «мягкое бархатное воздух, тишина, серебристая вода и звуки нежной баркаролы.

Прослушайте это произведение и попробуйте представить картину, что описал Глинка. Дополните ее своими впечатлениями.
Подумайте, какой является музыка? Какие средства, приемы использовал композитор, чтобы создать именно такой музыкальный образ?
(Звучит «Венецианская ночь» М. Глинки)
Музыка поражает светом, ясностью и простотой.

А это потому, что в романсе композитор применил очень простые, но выразительные музыкальные приемы - спокойный ритм баркаролы (ритмичное покачивание) и гибкую, и вместе с тем выразительную, линию мелодии.

Итоги урока

Мы словно побывали в этом итальянском городе благодаря композиторам разных народов. Несмотря на то, что авторы музыкальных произведений, с которыми мы познакомились на уроке, жили в разных странах, эти произведения близки по своей мелодичностью, лиричностью и поэтичностью, а также по эмоциональным отношением композиторов к красоте родной природы.

Так. Можно не знать ни норвежской, ни украинского, ни русского языков, но чувствовать и понимать музыку и норвежскую, и украинский, и русский, потому что музыкальные языка разных народівмають немало общих черт.