Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК

 

Тема 4. КРОВООБРАЩЕНИЕ И ЛИМФООБРАЩЕНИЕ

 

УРОК 28. Интегрированный урок. Регуляция кровоснабжения. Движение крови по сосудам

 

Образовательная цель: изучить причины движения крови по сосудам, отметить особенности их строения, сформировать понятие о пульс, артериальное давление, лимфообращение, рассмотреть регуляцию кровообращения.

Основные понятия и термины: гипотония, гипертония, манометр, артериальное давление, пульс, лимфообращение, лимфатические капилляры, лимфа, лимфатические узлы.

Оборудование: таблица «Кровеносная система человека».

Структура урока, основное содержание и методы работы

И. Актуализация опорных знаний.

1. Учитель биологии. Более 300 лет поэтому голландский врач Ван-Хорн говорил: «Тело построено из кровеносных сосудов». И действительно, в любом органе настолько много кровеносных сосудов, что складывается впечатление, будто отсутствуют другие ткани. В XVIII в. изобрели точный способ изготовления моделей кровеносных сосудов. В сосуды того или иного органа или части тела трупа запускали пасту, быстро затвердевало. Далее мягкие части растворяли концентрированной кислотой H2SО4. Так было полученную сетку сосудов, повторяющие форму органа.

2. Фронтальная беседа:

1). Какие сосуды входят в кровеносной системы человека?

2). Куда в основном кровь течет по артериям? Какая кровь?

3). Всегда по артериям течет артериальная кровь?

4). Которая самая толстая артерия в организме человека?

5). Строение артерий? Вен? Капилляров? (Наблюдая за движением крови по капиллярам, итальянский физиолог Мальпиги воскликнул: «Я с большим правом, чем когда-то Гомер, могу сказать, что большое вижу своими глазами!»).

6). Как движется кровь в организме человека?

7). Где начинается и как движется кровь в организме человека по малому кругу кровообращения? Кто его открыл?

8). Где начинается и заканчивается большой круг кровообращения? Кто его открыл?

II. Изучение нового материала.

1. Учитель физики.

Давление, кровяное давление, способы его измерения. Роль давления в движении крови, причины возникновения кровяного давления. Впервые давление крови в живом организме измерил Стефан Гелс. Он вставил стеклянную трубку в бедренную артерию лошади. Кровь поднялась на несколько метров.

2. Учитель биологии.

Регуляция давления крови. У здорового человека уровень давления крови в артериях относительно постоянный. Он регулируется нервной системой и гуморально.

Рассмотрим регуляцию давления крови нервной системой. Раздражая у животных кору больших полушарий головного мозга, можно изменить кровяное давление. В норме от сердца выталкивается столько крови, сколько ее поступает к сердцу. При некоторых заболеваниях возникает внезапное сужение сосудов, а это приводит к повышению кровяного давления - гипертонии.

Понижение кровяного давления называют гипотонией. Причины могут быть разные - переноса инфекционных болезней, недоедание, переутомление.

Знаменитый французский физиолог Клод Бернар перерезал у кролика один из нервов, что идет к правому уху. Он заметил, что ухо покраснело, отекло от крови, сосуды расширились. Раздражая конец отрезанного нерва, ученый заметил возбуждения капилляров. Так впервые было доказано влияние нервной системы на диаметр сосудов.

Ученые поставили опыт, наблюдая за сосудами мозга. Теменные кости у собаки заменили плексиглазом, который прикрепили к височных костей серебряными винтами. Через плексиглаз наблюдали движение крови без пульсации. Когда собаку с «прозрачным» черепом поместили в помещение со сжатым воздухом, диаметр сосудов мозга возрастал в 2-3 раза.

Диаметр кровеносных сосудов регулируют и железы внутренней секреции. Например, надпочечники вырабатывают гормон адреналин ускоряет работу сердца, повышает кровяное давление.

3. Учитель физики. Сопротивление стенок сосудов. Пульс. Измерение пульса. «Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после физической нагрузки».

4. Учитель физики. Скорость движения крови по разным кровеносных сосудах. Зависимость скорости движения от диаметра сосудов. Закон Бернулли (Опыт).

5. Учитель биологии (Анализ таблицы.)

 

Сосуды

Диаметр (мм)

Скорость (см/с)

Давление (мм рт. ст.)

Аорта

20

50

50 - 150

Артерии

5 - 10

20 - 50

20 - 80

Вены

10 - 30

10 - 20

-5 - +5

Капилляры

0,01 - 0,5

0,05 - 0,1

10 - 20

 

1). По каким сосудам быстрее движется кровь? Медленнее всего?

2). В каких сосудах наибольшее давление? Наименьший?

6. Распределение крови в организме.

Половина крови человека циркулирует по кровеносных сосудах, а остальная часть находится в кровяных депо. Печень имеет 20% крови, селезенка - 16%, кожные сосуды - 10%.

Когда необходимо, то кровь выбрасывается из кровяных депо до органа, что работает. И поэтому, наверное, не стоит сразу же после еды делать уроки.

Ученым Моссо было доказано, что работающий орган получает больше крови. Исследователь уравновесил человека на підпертій посередине доске и попросил выполнить такие действия - решить задачу или подвигать ногами. Доска преобладала или в сторону головы, или в сторону ног.

III. Домашнее задание.

Изучить соответствующую тему с учебника.