Жизненный цикл товара - определенный период времени, в течение которого товар обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца. От Ж. ц. т. непосредственно зависит уровень прибыли продавца (продуцента) на каждой из его стадий. Различают следующие стадии Ж. ц. т.; 1) внедрение товара на рынок; 2) рост объема продаж вследствие признания товара покупателями; 3) стадия зрелости, характеризуемая максимальной прибыльностью; 4) насыщение рынка товаром; 5) спад объема продаж и прибыли. Внедрение характерно тем, что на этой стадии торговля убыточна: объем продаж низок, маркетинговые расходы велики (особенно на рекламу). Влияние элементов маркетинговой политики на объем продаж осуществляется в следующем порядке (по уровню затрат и значением): качество, реклама, снижение цены, улучшение сервиса. Рост - это стадия признание покупателями товара и активизация спроса на него. Объем продаж увеличивается, а соответственно и прибыльность, расходы на рекламу несколько стабилизируются. Влияние элементов маркетинговой политики на рост сбыта: распространение рекламы, повышение качества, снижение цены, улучшение сервиса. Зрелость характеризуется тем, что большинство покупателей уже приобрели товар. Поэтому темпы роста продаж падают, а прибыль начинает снижаться из-за увеличения расходов на рекламу и другие маркетинговые мероприятия. Элементы маркетинговой политики влияют на увеличение продаж в следующем порядке: снижение цен, рост рекламы, повышение качества, улучшение сервиса. Насыщение происходит тогда, когда, несмотря на принимаемые меры, в продаже больше не будет расти. Доходность торговли продолжает увеличиваться, но из-за уменьшения расходов на производство (полное освоение технологии и снижение брака). На увеличение объема продаж влияет активизация рекламной деятельности, улучшение качества сервиса, снижение цены. Спад - это стадия резкого снижения продаж, а позднее - и прибыли. Каждому товару присущ определенный жизненный цикл продолжительностью от нескольких месяцев до многих лет. Виды Ж. ц. т. очень отличаются как по продолжительности, так и по форме. Существуют такие формы кривых Ж. с. т.: 1)традиционная; 2)классическая (бум); 3) кривая увлечения; 4)сезонная (кривая моды); 5) кривая возобновления (ностальгии); 6) кривая провала. Традиционная кривая включает четко выраженные стадии Ж. с. т. (внедрение на рынок, рост, зрелость, насыщенность и спад). Классическая кривая (бум) дает описание жизненного цикла слишком популярного товара со стабильным спросом на протяжении длительного промежутка времени. Кривая увлечения описывает быстрый взлет и падение популярности товара. Сезонная кривая (моды) характеризует товар, который хорошо продается только в определенные периоды времени. Кривая возобновления (ностальгии) описывает товар, который якобы устарел, но вновь получил популярность. Кривая провала дает описание товара, который вообще не имеет успеха. Для отдельных стадий жизненного цикла, а также для различных его кривых характерна определенная комбинация маркетинговых мероприятий, которая позволяет продавцу осуществлять стратегические замыслы и тактику поведения на рынке. Основной критерий оценки Ж. с. т. - объем доходов от продаж, который обеспечивает возмещение всех затрат на производство и реализацию товара и получение запланированной прибыли. Потеря товаром рыночной устойчивости связана, как правило, с появлением на рынке нового товара, существенным снижением спроса, падением объемов продаж и прибыли.
Вместе с тем снижение коммерческого эффекта на одном рынке может быть компенсировано за счет выхода на другой рынок или новый сегмент рынка.