Украинское национально-культурное возрождение
Зависимое положение украинцев в Речи Посполитой вызвало активизацию общественного движения, который историки характеризуют как национально-культурное возрождение. Идеи гуманизма и Реформации, проникая в Украину, способствовали распространению образования, науки, пробуждали интерес к украинской истории, языка. В обществе росла потребность в образованных людях как для развития торговли и производства, так и для способности противостоять ополячиванию и окатоличиванию населения.
Острожская Академия
Первой в Украине национальной школой высшего уровня была
Острожская Академия, основанная около 1576-1580 гг. в имении князя Константина-Василия Острожского на Волыни. Первым ректором академии был украинский шляхтич из Подолья
Герасим Смотрицкий.
Работали в академии выпускники европейских университетов, известные культурные деятели Иван Федоров, Андрей Римша, Василий Суражский, Демьян Наливайко, Иван Вышенский, иеромонах Киприан. В Остроге преподавались «семь свободных наук»: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Ведущее место в программе обучения занимало изучение трех языков: славянского, греческого и латыни. Острожская академия, как и все школы того времени, имела преимущественно гуманитарную направленность. С академией связаны имена многих политических и религиозных деятелей, среди которых были Петр Сагайдачный, Иов Борецкий, Милетий Смотрицкий. Со смертью К. Острожского (1608 г.) академия постепенно начала приходить в упадок.
Появление книгопечатания в Украине
Выдающимся событием национально-культурного возрождения стало распространение печатного дела, что значительно ускорило культурное развитие в Украине.
Точная дата начала книгопечатания в Украине не известна. Первым печатным произведением считается «Апостол», изданный в 1574 г. во Львове Иваном Федоровым. Новейшие исследования свидетельствуют, что первая украинская типография вероятно существовала во Львове еще за века перед тем. Богатый львовский мещанин Степан Дропан 1460 г. подарил церкви Св. Онуфрия и монастырю при ней свою собственную типографию, которую польский король Казимир IV подтвердил привилегией 1469 г.
в 1574 г. во Львове в типографии Федорова вышел первый украинский печатный учебник «Букварь». Иван Федоров во время пребывания в Остроге, куда его пригласил князь Острожский, издал «Новый Завет» (1580 г.) и настоящий шедевр среди старопечатных книг Острожскую Библию (1581 г.). Это было первое полное печатное издание Библии на славянском языке.
Среди первых украинских книг были грамматики (учебники для изучения языков): «Адельфотес» (1591 г.) и «Грамматика словенская» (1596 г.). «Адельфотес» - греко-славянская грамматика, составленная в Львовской братской школе. «Грамматику словенскую» выдал в Свободные украинский ученый Лаврентий Зизаний. Он был также автором «Лексиса» - первого украинского печатного словаря, где церковнославянские слова переводились на украинский язык. Немалое влияние на развитие украинской науки и образования имела «Грамматика»
Милетия Смотрицкого, вышедшая в 1619 г. В течение двух веков она оставалась основным учебником грамматики в школах Украины, Белоруссии, России, Болгарии и Сербии.
Полемическая литература
В конце XVI в. приобретает развития полемическая литература, направленная против полонизации украинского народа, насаждения католицизма и унии. Одним из самых известных писателей-полемистов был ректор Острожской школы Герасим Смотрицкий. Наиболее известным его произведением является трактат «Ключ царства небесного» (1587 г.), в котором звучало обращение к украинского и белорусского народов стать на защиту национальных традиций. Значительное место в украинской полемической литературе конца XVI в. принадлежит Стефану Зизанию Милетию Смотрицкому. Вершиной же полемической литературы стало творчество
Ивана Вышенского. В своих посланиях с Афона в Украину («Послание до всех обще в Лядской земли живущих», «Обличение дьявола-миродержца» и др.) он резко выступал против польско-католической реакции.
В 1621 г. митрополит
Иов Борецкий от имени «народа российского» составил трактат «Протестація», суть которого заключалась в следующем: украинский и белорусский народы имеют право на свою церковь и веру; нельзя насильно насаждать унию, преследовать и угнетать православных в Речи Посполитой. «Протестація» является памятником политической литературы и имела большое значение для освободительного движения украинского народа.
До сегодня сохранилось около 200 памятников полемической литературы, которые воспроизводят пламенный призыв к сохранению уникальной национального и культурного наследия украинства.
Братства
Во второй половине XV в. украинские православные горожане - торговцы и ремесленники - создали первые
братства, которые отстаивали интересы православной церкви. Сначала братства оказывали материальную помощь храмам, поддерживали дисциплину в церкви, занимались сиротами и нищими. Впоследствии они начали влиять на избрание священников, епископов. Братства существовали в каждом городе и городке Галичины, Волыни, Подолья, Киевщины. Иногда опекунство над храмами приводило к конфликтам между братствами и высшим духовенством. Через греческих церковных служителей братства также устанавливали связи с Москвой, получали материальную помощь для деятельности своих школ и типографий. От патриарха Иеремии (1586 г.) Львовское Успенское братство, а впоследствии и братства Киева и Луцка получили право контролировать духовенство и подчиняться не своим епископам, а непосредственно константинопольскому патриарху. Это право называлось
ставропигией, а братства стали
ставропигийными.
По структуре братства напоминали городские ремесленные цехи, имели собственные уставы, в которых предусматривались регулярное проведение собраний, выборность старшины и принятия присяги. Существовали братства на членские взносы членов и пожертвования. Братства организовывали типографии, где выдавали церковные книги, основывали школы, в которых обучение велось на украинском языке. Особенно известными были Успенское братство во Львове (1585 г.), Киевское Богоявленское братство (1615 г.), Луцкое Чеснохрестское братство (1617 г.).
В начале XVII в. братские православные школы Львова, Киева, Луцка взяли на себя роль национально-культурных просветительских учреждений. Первая братская школа была открыта во Львове в 1585 г. В 1615 г. на средства Гальшки Гулевичивны открылась братская школа в Киеве, первым ректором которой был Иов Борецкий. Преподавание предметов в школах велось на родном языке, а двери школы были открыты для всех желающих, независимо от происхождения или социального положения. На базе Киевской братской школы Киево-Печерского монастыря возникла Киево-Могилянская академия.
Киево-Могилянская академия
В 1631 г. архимандрит Киево-Печерской Лавры
Петр Могила основал при лавре школу высшего типа, которое через год было объединено с Киевской братской школой и названа Киево-Могилянской коллегии (с 1701 г. - Киевская академия). Эта школа, сохраняя национальные традиции, приняла программу и методы западноевропейских университетов. Преподавание велось на латинском языке. Курс обучения продолжался 12 лет. В академии было восемь классов, а количество предметов превышала 30. Основу обучения составляли «семь свободных наук», которые делились на «тривиум» (грамматика, риторика, диалектика) и «квадриум» (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Все высшие науки в Киево-Могилянской академии, как и везде в Западной Европе, преподавались на латыни. Однако позаботились здесь и о надлежащем знания украинского языка. Ею писались литературные произведения и научные трактаты, стихи, летописи и т.д.
Киево-Могилянская академия долгое время была единственным высшим всесословным учебным заведением Украины и всего православного мира.
Церковная реформа Петра Могилы
В 1632 г. киевским митрополитом стал Петр Могила. Для восстановления авторитета православной церкви Петр Могила начал постепенное проведение реформы церкви, первым шагом которой стало налаживание строгой дисциплины среди монахов и духовенства. Для надзора за церковной жизнью Петр Могила ввел должности двух митрополичьих наместников. Контроль за духовной жизнью должны были осуществлять епархиальные соборы.
Препятствием в реорганизации церкви было право магнатов вмешиваться в дела церкви в пределах их владений. Кроме того, с развитием братств в Украине усилилось влияние мирян в церковные дела, часто братства подчиняли себе духовенство. Петр Могила считал недопустимым, чтобы власть мирян превосходила власть духовенства.
Изменения, происходившие в церковной жизни, были закреплены в нескольких книгах. Важным событием стало появление произведения «Православное исповедание веры», написанное настоятелем Киево-Печерского монастыря Ісайєю Трофимовичем при активном участии Петра Могилы. Произведение, в котором излагались основы православной веры, было одобрено константинопольским патриархом и утверждено собором восточных патриархов в Яссах. Переведенное на многие языки, «Православное исповедание веры» распространялось не только в православных странах, но и среди католиков и протестантов. Сам Петр Могила был автором двух чрезвычайно важных церковных книг - «Служебника» и «Требника».
«Служебник» собором 1629 г. был провозглашен как обязательный для каждого священника. В нем подавались уточненные полные тексты Богослужб - утренних, обеденных (литургий), вечерних.
«Требник» вышел в Лаврской типографии 1646 г. Он содержал подробное описание и порядок осуществления самых разнообразных Богослужб (треб), таких как венчание, крещение, похороны, освящение нового дома, молебны по поводу неурожая, болезней, путешествий, начала обучения и т.п.
Петр Могила собрал вокруг себя образованное духовенство, которое взяло в свои руки церковные дела, устранив положение, при котором образованные братья решали различные религиозные вопросы. Свою роль в спасении православной церкви в самые трудные для нее времена братства выполнили. Новые времена требовали консолидации церкви.
Значение деятельности Петра Могилы, направленной на развитие церковной и культурной жизни Украины, трудно переоценить. Недаром время, в течение которого Могила был митрополитом, называют Могилянской сутками. За выдающиеся заслуги перед Украинской православной церковью 12 декабря 1996 г. Петр Могила был канонизирован - признан Святым.
Возникновение украинского казачества
Мощный культурно-образовательное движение сплачивал лишен собственного государства украинский народ, подносил его национальное сознание, способствовал утверждению освободительных идей. Высокий взлет украинской культуры XVI - первой половины XVII ст., оцениваемый исследователями как золотой век, показал, что украинцы готовы к борьбе за самостоятельное развитие культуры и за государственную независимость. Итак, когда с приходом Польши было поставлено под сомнение формирование украинцев как отдельной этнической общности, в Украине разворачивается освободительное движение против польской колониальной политики. Украинская знать теряет роль выразителя национальных интересов, роль ведущего слоя освободительного движения. Эти функции берет на себя
казачество, которое уже в XVI в. заявило о себе как о заметную социальную силу.
Литва и Польша недостаточно заботились об организации обороны южных границ своих государств от турецко-татарских нападений. Это привело к образованию на юге украинских этнических земель достаточно большого малозаселенного района - так называемого Дикого Поля, в жизни которого господствующая верхушка почти не вмешивалась. Поэтому люди, которые там проживали, рискуя стать жертвой нападения ордынцев были свободными, но вынужденными самостоятельно заботиться о вооруженном защиту.
Схема 1
Причины возникновения казачества |
Экономические • Захват польскими, литовскими и украинскими феодалами степных земель • Недостаток у крестьян собственной пахотной земли • Переселение и освоение земель Поднепровья и за днепровскими порогами - Дикое Поле | Социальные • Усиление феодального гнета украинских крестьян и мещан со стороны дворянства • Увеличение повинностей и налогов • Введение крепостной зависимости | Политические • Стремление польских властей превратить казачество на стражей южных рубежей Речи Посполитой от турецко-татарских нападений, а также установить контроль над беглецами за Днепровские пороги | Национальные • Политика ополячивания украинского населения • Притеснения и ограничения украинской культуры и языка • Наступление католической церкви на права православного населения | Военные • Возникли позже и были связаны с ростом опасности со стороны Крымского ханства • Казаки стремились защитить родную землю от опустошительных набегов татарских орд |
Слово «казак» впервые упоминается в летописи 1240 г. В языках тюркских народов оно означает свободную вооруженного человека, несущего пограничную сторожевую службу. Следовательно, подобная категория людей была также и у других народов, но уникальность казачества в Украине заключается в том, что здесь оно стало отдельным общественным состоянию с определенными правами и привилегиями и имело свою территорию, независимую от государственной администрации. Впервые в документах слово «казак» упоминается в 1492 г. и связывается именно с украинцами (схема 1).
Социальный состав казачества был довольно разнообразным: крепостные крестьяне, мещане, а также все недовольные феодально-крепостническими порядками и национально-религиозным гнетом.
В XVI в. основным центром расселения казачества стало Запорожья, или Низ (территория Днепровских порогов). Отсюда название казаков -
запорожские или
низовые. Казаки основали укрепленные поселения - сечи. В начале XVI в. они заселили и освоили Среднее Поднепровье, Запорожье. В середине XVI в. предводитель казачества, каневский и черкасский староста Дмитрий Вишневецкий (Байда) объединил казаков и основал первую известную на сегодня Сич-крепость на острове Малая Хортица (1556 г.). За Днепровскими порогами возникает казацкая республика - Запорожская Сечь, которая несколько раз меняла место расположения (табл. 9).
Таблица 9
Запорожская Сечь в XV-XVIII вв.
Сечь на острове Малая Хортица | 1556 г. |
Томаковская | Конец 60-х гг. XVI ст. |
Базавлуцкая | 1593 г. |
Никитинская | 1638 г. |
Чертомлыкская | 1652 г. |
Каменская | 1709 г. |
Олешковская | 1711 г. |
Новая Сечь | 1734 г. |
Задунайская Сечь | 1775 г. |
На освоенных землях казаки занимались земледелием, выращивали сельскохозяйственные культуры. Бесконечные татарские набеги делали земледелие непостоянным, поэтому казаки испытывали недостаток хлеба. Условия степи как нельзя лучше способствовали разведению мелкого и крупного рогатого скота. Ведущей отраслью скотоводства было коневодство. Казаки также занимались охотой, рыболовством, бортничеством. Промыслы не приносили достаточной прибыли, поэтому все большее распространение приобретали ремесла: плотничество, кузнечное дело, изготовление оружия, бондарство.
Каждый казак имел навыки торговца: необходимо было обменивать или продавать изделия собственного хозяйства, военные трофеи. Через Поднепровья проходили торговые пути, казаки прибегали к грабежам татарских купцов. От середины XVII в. широко использовались возможности посреднической торговли.