Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО 3 КЛАСС
ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ

Урок 27. СТРОЕНИЕ (ФОРМЫ) МУЗЫКИ (ВВОДНЫЙ УРОК К ТЕМЕ)

Вступление.
В музыке, как и в разговорном языке есть знаки препинания. Они разделяют музыку на фразы. Именно это составляет структуру мелодии.

Анализ разделения музыкальных произведений на фразы
Прослухаймо первый куплет песни Аркадия Филиппенко «Веселый музыкант». В нем чувствуются две фразы.

Вот на скрипке я играю: ти - ли - ли, ти - ли - ли!
На лужайке зайцы в танце, ти - ли - ли и ти - ли - ли!

Подумайте, сколько фраз содержится в первом куплете украинской народной песни «Галя по садочку ходила»

Галя по садочку ходила,

Платочек беленькую сгубила,

Ходит по саду, бродит,

Платочек беленькую ищет.

 

В первом куплете украинской народной песни «Галя по садочку ходила» содержится 4 фразы.

Ощущение и понимание знаков препинания в музыке является важным условием ее осмысленного и выразительного исполнения. Мелодия состоит из определенного количества фраз. Так же музыкальное произведение может состоит из нескольких частей, в зависимости от смены настроений или характеров.

 

Сведения о одночастные произведения
Мы уже знаем, что существуют песни без припева. Они построены на одном музыкальном материале и не содержащих контрастных частей. Их относят к одночастинних.
Песни без припевов относят к одночастинних произведений.
Одночастинною есть украинская народная песня «Гей, там на горе Сечь идет».
Прослушайте ее и убедитесь в этом. Вспомните содержание, мелодию и характер исполнения и спойте эту песню с сопровождением.

Демонстрация украинской народной песни „Гей, там на горе Сечь идет”

Караоке. Песня «Гей, там на горе Сечь идет»
1. Эй, там, на горі, Січ іде,
Эй, малиновый стяг несет,
Эй, малиновый -
Наше славное общество,
Эй, марширует, раз, два, три.
2. Эй, впереди кошевой,
Эй, как орел степной,
Эй, как тот орел -
Наше славное общество,
Эй, марширует: раз, два, три.
3. Эй, отамане, отче наш,
Эй, веди, отец, вперед нас,
Эй, веди, отец...
Наше славное общество,
Эй, марширует: раз, два, три.
4. Эй, повій, вітре, из степей,
Эй, дай нам силу казаков,
Эй, дай нам силу...
Наше славное общество,
Эй, марширует: раз, два, три



Определение музыкального произведения
Послушайте еще один пример одночастной строения. Прослідкуймо строение и содержание произведения, а также попробуем дать ему название.

Французский народ дал название этой народной песни: „Пастух”.

Разучивание французской народной песни «Пастух»
Разучите песню „Пастух” по нотам.
Это поможет выделить музыкальные фразы, расставить знаки дыхание. В этой песне они совпадут с разделительными знаками в литературном тексте.
Обратите внимание на точное пение начальной интонации, доспівування до конца половинных длительностей, сохранение напевности в подвижном темпе.

1. Слышишь, играет пастушок,
Зовет овцы на лужайку.
Только небо загорится,
Выйдет в поле и заиграет:
«Ту-ру, ту-ру, та-ра-ра,
Слышать с нашего двора».
2. Травы серебряные от росы,
Везде птичьи голоса.
Соловей сел на ветку,
В руки мальчик взял свирель:
«Ту-ру, ту-ру, та-ра-ра,
Нам на луки уже пора!»

Беседа перед слушанием музыкального произведения

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством выдающегося норвежского композитора Эдварда Грига, автора пьес «Весной», «Свадебный день в Трольхаугені», «Утро» и «В пещере горного короля». Сегодня прозвучит «Песня Сольвейг».

 

Сольвейг - это девушка, которая много лет, тоскуя, ждет своего любимого. Прослушайте первую часть этого произведения и определите, сколько настроений главной героини она передает.

Слушания. Е. Григ. «Песня Сольвейг» (первая часть)
В прослушанному отрывочные мы почувствовали один ярко выраженный настроение, поэтому он имеет одночастинну форму.

Итоги урока
Мы выяснили, что каждое музыкальное произведение имеет свое строение. Музыкальные произведения, построенные на одном музыкальном материале и не содержащих контрастных частей, относят к одночастинних.