Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

История экономических учений

ЭВОЛЮЦИЯ НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ XX в.

 

Как Е. Чемберлин анализирует три направления монополистической конкуренции?

Чемберлин анализирует три направления монополистической конкуренции: ценовой (манипулирование ценами), неціновий (внесение качественных изменений в продукт) и рекламный.

Ценовая конкуренция. Предлагая дифференцированный товар, каждый продавец товара или услуг формирует собственный круг покупателей - микрорынок, на котором он выступает как монополист, который контролирует цену товара, в определенной степени повышая ее за счет ограничения объемов производства.

При этих условиях ценообразования нельзя объяснить в категориях конкуренции или монополии. Становится ошибочным представление о чисто конкурентную природу системы цен, при которой цены тяготеют к уровню, что соответствует условиям конкуренции (выравнивание).

Ценообразование подлежит другим факторам. В условиях монополистической конкуренции оно имеет двойной характер.

С одной стороны, ценообразование подвергается воздействию объективных факторов - издержек производства и сбыта. Монополист учитывает их с целью определиться в объемах максимизации прибыли или минимизации затрат.

С другой стороны, на уровень цен влияет субъективный фактор: цена отражает качество товара, престиж торговой марки, удостоверяющий его классность (не всегда снижение цен на товар приводит к росту спроса, иногда покупатели расценивают такое снижение как следствие потери товаром определенных качественных характеристик).

Субъективный фактор в условиях монополистической конкуренции играет более существенную роль: дает возможность монополисту, во-первых, манипулировать ценами, меняя их в зависимости от экономической ситуации, во-вторых, осуществлять собственную политику по формированию изолированного микрорынке.

Инструментами неценовой конкуренции является повышение качества товаров, выпуск новых моделей, совершенный дизайн, улучшение условий обслуживания клиентов, совершенствование системы сбыта.

Спрос, по Чемберліном, определяется не только доходами, интересами и предпочтениями покупателей - его организуют поставщики товаров. Он обратил внимание на то, что спрос можно увеличить за счет временной монополизации рынка, отмечал на специфических особенностях формирования и управления спросом, базирующихся на исключительности продукта, манипулировании ценами, особенно умелой организации рекламы.