Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

МАТЕРИАЛИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЙ (материалист, понимание истории) - составная часть марксист ленинской философии, предметом которой является учение о наиболее общ. законы развития общества, его источников и механизмов и обоснование определяющей роли сусп. бытия относительно сусп. сознания.

М. и. - социально-филос. концепция общества, основой которой является принцип экон. детерминизма - об определяющей роли образа в-ва в истор. развития общества.

Способ в-ва - диалектическое единство производительных сил и производственных отношений. В-во определяет возможности человека по преобразованию природы для удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей, способствует формированию новых потребностей, средств и условий их удовлетворения. В процессе в-ва необходимых материальных благ по удовлетворению насущных потребностей возникает производственная кооперация людей, которая обусловливает специализацию их деятельности, объективно определяет формы их отношения к средствам в-ва, обуславливает обмен, распределение, количество и качество потребления продуктов труда независимо от осознание людьми факта их существования. Эти формы взаимоотношений К. Маркс наз. производственными отношениями и подчеркивал их определяющую роль в отношении других форм сусп. отношений.

Через практ. производственной деятельности человек преобразует и познает мир природы и свой собственный мир - общество - как систему разнообразных типов сусп. отношений, которые возникают между людьми в процессе их производственной деятельности на основе прежде всего экон. отношений - базисе.

Базис порождает соответствующую ему надстройку, то есть определенные ідеол. формы человеческой жизнедеятельности (полит., правовые, моральные, худ. и др), идеи, учреждения, организации, отношения, которые осознаются людьми, определяются ними как по содержанию, так и по формам, зависят от их воли.

Система сусп. отношений, обусловлена существующим типом в-ва, образует конкретный истор. тип общества - сусп.- экон. формации. Смена формаций - закономерный объективный естественно-истор. процесс прогресса человечества, который олицетворяется в последовательном наследному переходе от одного типа общества к другому, более развитому. Поэтому всемирная история человечества - последовательный переход от первобытнообщинной к рабовладельческой, феодальной, капитал, и коммунист, формаций.

Развитие материального в-ва обусловливает формирование социальной структуры, основанной на частной собственности на средства в-ва, на делении людей на враждебные классы-антагонисты, которые ведут постоянную борьбу между собой за свои классовые интересы. Возникает полет, организация общества, которая прежде олицетворяется в государстве как специфическом ин-те, призванном защищать господствующий классовый интерес и регулировать взаимоотношения между классами - антагонистами. Высшей формой классовой борьбы является социальная революция, в результате которой происходит переход от одной сусп.-экон. формации к другой, когда к гос. власти приходит класс - носитель новых производственных отношений. Через эти процессы в М. и. раскрываются механизмы действия объективных законов истории, которые проявляют себя через деятельность масс, классов и их организаций и ин-тов.

Рассматривая общество как систему отношений и связей между людьми в процессе их жизнедеятельности, где производственные отношения образуют общество с его своеобразным характером и определяют его истор. тип, К.Маркс показал, что многообразие сусп. отношений, уровень их развития обусловливают степень свободы человека, истор. типы личности и сущности человека как совокупности всех сусп. отношений.

К. Маркс создавал свою теорию как идеологию пролетариата, которая "становится материальной силой, если овладевает массами". Рабочий класс в его концепции - главный субъект рев. преобразования капитал общества в коммунист. Поэтому в социологии марксизма на первый план выступают не столько наук.-теорет., академ. проблемы социологии (которую он не признавал как науку, противопоставляя ей свое матеріаліст. понимание истории), сколько рев.-практ. К. маркс создает модель будущего коммунист, общества, своеобразный идеал общества, который должен бороться пролетариат, который реализует его после установления своей гос. власти - полет, диктатуры пролетариата.

Распространение материализма на понимание общества (М. и.) дало основание основоположникам марксизма наз. свою философию монистической, а сам принцип материалист, монизма в понимании общества воплотился в М. и. - материалист, понимании истории'.

Анализируя общество с его многообразными сферами экон., полет., социальной, духовной жизни, К.Маркс, Ф.энгельс, В. И. Ленин и др. теоретики выделяли экон. фактор как субстанціональний, определяющий относительно всех других сфер жизнедеятельности человека. Отсюда - последовательное обоснование определяющей роли материальной жизни общества (сусп. бытия) в отношении духовного (сусп. сознания), базиса в отношении надстройки и т.д. Это действительно так, когда речь идет об их истор. - генетический анализ, их истоки, происхождение, эволюцию на разных стадиях соціогенезу. И с появлением цивилизации с ее разнообразными специализированными сферами материальной и духовной жизнедеятельности общества, где сама человеческая деятельность выступает как сознательная, целесообразная, целенаправленная, цілераціональна и др., в этих условиях не только материальное детерминирует идеальное, а наоборот - идеальное (знания, идеи, социальные нормы, идеалы и др.) обусловливает материальное, его содержание и формы. К.Маркс, Ф.энгельс неоднократно подчеркивали это, иллюстрировали на фактах влияния политики, права, морали, религии на социально-экон. факторы сусп. жизни, признавали их активную роль. И впоследствии в центре внимания последователей марксизма оказались социально-экон., "бытийные" факторы, особенно после октябрьского переворота 1917 г. в России. Дилетантизм, эпигонство, связанные с непониманием или незнанием марксизма, часто оговаривали факты появления экон. редукционизма, когда ідеол. явления, процессы духовной культуры механически выводились по экон., базисных основ. Это обусловило появление трудов и концепций: "диалектика" в рыбном хозяйстве, в выращивании арбузов или в парикмахерском деле, теорий "экономизма", "пролетарской культуры" и др. класс, примеров вульгарного соціологізму.