Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Раздел 7

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

 

7.4. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ И СТРУКТУРА ИНВЕСТИЦИОННОГО БИЗНЕС-ПЛАНА

 

Инвестиционный проект - это изложение целей и особенностей конкретного инвестирования и обоснование его целесообразности. Без него невозможно осуществлять инвестиции. Разработка инвестиционного проекта зависит от инвестора и действующих в стране законов.

Инвестиционный проект - это письменный документ, где изложены цели, методы реализации, описание объекта инвестирования, финансовую целесообразность инвестиции. Такой проект нужен как для собственных целей инвестора, так и для ознакомления с намерениями инвестора всех возможных заинтересованных сторон - партнеров, банков, будущих потребителей.

Инвестиционный проект имеет типичный содержание, делится на разделы. Приведем возможный состав разделов и ориентировочные формы табличных материалов.

 

Описание инвестиционного проекта.

Краткое описание.

Около четырех страниц сжатого конкретного изложения сути проекта (цель, объем инвестиционных затрат, технология производства, доходы, окупаемость, эффективность, характер продукции, реальность сбыта).

Продукция:

• описание товаров (услуг), имеющих производиться; их отличие от типовой продукции, что есть на рынке;

• характеристика качества продукции, обоснование конкурентоспособности;

• условия гарантийного обслуживание продукции;

• условия (патент, авторские права) технической защищенности продукции. Рынок и организация сбыта продукции;

• обоснование прогнозируемой цены продукции или услуг;

• объемы возможной реализации продукции;

• потребители продукции (юридические и физические лица);

• сравнение с продукцией конкурентов на рынке;

• анализ конкурентной среды (фирмы-производители, качество продукции, цены, потенциальный объем рынка);

• стратегия маркетинговой деятельности (организация рекламы, расходы на рекламу, ценообразования, возможности стимулирования продаж, формирования имиджа продукции и фирмы в целом).

Производственный план (объем и структура производства товаров и услуг):

• номенклатура продукции и услуг;

• объем продаж;

• календарный график производства (за месяцами) на следующие два - три года, что разрабатывается помесячно или в недельном режиме;

• обеспеченность производства материально-техническими ресурсами (номенклатура, количество, цена, общие затраты, поставщики, возможность получения, договоры о поставках);

• система контроля качества продукции;

• места и условия хранения материально-технических ресурсов;

• условия хранения готовой продукции;

• нагрузка на внешнее среда и затраты на соблюдение требований относительно влияния на него, средства утилизации отходов.

Персонал и социально-трудовые вопрос:

• организационная схема управления предприятием, перечень всех подразделений и характер взаимодействия (технологической или информационно - функциональной);

руководители, их служебная характеристика и объективные данные;

• штатное расписание, должностные обязанности, требования к квалификации и специальности работников, распределение ответственности;

должностной оклад или прогнозируемый уровень заработной платы;

• потребность в обучении персонала, периодичность и объемы расходов на повышение квалификации работников;

• условия стимулирования труда, особенно руководящих работников всех уровней.

Организационный план (описание вопросов, связанных с реализацией инвестиций):

• объемы и структура инвестиционных затрат;

• смета расходов;

• техническая база предприятия, помещения, технология производства;

• источники финансирования инвестиций;

• объем и структура основных фондов;

• юридическая форма предприятия, форма собственности на основные фонды.

Финансовый план:

• затраты на производство;

• ожидаемые в прогнозируемом периоде объемы реализации продукции и услуг;

• объемы доходов и расходов предприятия;

• сводный баланс активов и пассивов предприятия (по форме бухгалтерского баланса предприятия);

• объемы и направления использования прибыли;

• порядок финансирования и объемы займов, необходимых для реализации проекта;

• сроки и график возврата займов;

• предложения относительно условий возможной соглашения на получение необходимого займа и порядок расчетов за финансовыми обязательствами.

Оценка риска и меры по страхование:

• описание проблем, которые могут возникнуть во время реализации проекта и повлиять на его ожидаемую доходность;

• анализ зависимости результатов инвестирования от отдельных факторов, учтенных в расчете эффективности проекта;

• план возможных действий с нейтрализации негативных факторов или своевременного страхования от последствий негативных действий;

• оценка эффективности инвестиций в условиях возможного самом благоприятном и самом неблагоприятном развитии событий, распределение вероятностей успешного осуществления инвестиционных намерений инвесторов, построение интервалов и границ удовлетворительного развития запроектированных событий.

Управление реализацией инвестиционного проекта:

• календарный план выполнения работ (начало, окончание, общее время до завершения этапа, последовательность этапов);

• организация мониторинга за отклонением от плана работ;

• планы и организация преодоления возможных отклонений от плановых ориентиров;

• критерии принятия решения о выход из проекта и минимизацию убытков.

Экономическая эффективность:

• расчет общей доходности проекта, чистой приведенной стоимости, рентабельности, срока окупаемости инвестиций, соотношение доходов и расходов.

Качество и обоснованность инвестиционного проекта не только определяют объект инвестирования, но и свидетельствуют про квалификацию и осведомленность разработчика проекта, уровень управления и планирование работы предприятия. Разработка такого проекта является методом анализа и прогнозирование работы предприятия.

Проект должен быть простым и понятным, кратким (до 10 страниц) и хорошо оформленным, содержать только конкретные утверждения, показатели и расчеты.

 

Разработка бизнес-плана.

Одним из основных документов, нужны для работы, является бизнес-план. Его могут составлять отдельные предприниматели или управленческий персонал фирмы или группы фирм, которые планируют осуществлять инвестиционную деятельность, а также специализированные консультационные фирмы. Последние могут выполнять весь объем работ по созданию указанного документа или подавать специалистам предприятий конкретную помощь в формировании структуры бизнес-плана, расчета отдельных показателей и т.д.

Если бизнес-план предприятие разрабатывает самостоятельно, его подготовка может включать несколько этапов.

На первом этапе издается приказ по предприятию принимается решение собрания учредителей, которые определяют общие направления будущих инвестиционных программ, состав рабочей группы и конкретных исполнителей, календарные сроки подготовки бизнес-плана, лиц, осуществляющих общее и методическое управление работой.

Общее управление разработкой перспективного плана инвестиционной деятельности осуществляет руководитель предприятия, методологическое - его заместитель по экономическим вопросам или консультант. В состав рабочей группы входят ведущие специалисты таких служб и отделов: планово-экономического, маркетинга, юридического, финансового, бухгалтерии, главного технолога, труда и заработной платы, отдела кадров и др.

Основные функции рабочей группы:

• определение направлений и общего объема работ по составлению бизнес-плана;

• определение конкретных функций исполнителей и распределение работ между ними;

• доведение форм документов, таблиц, схем, графиков, по которым конкретные исполнители должны готовить и подавать информацию;

• решение вопроса о координацию действий между отдельными исполнителями;

• определение календарного плана по установлением сроков выполнения работ и представления готовых результатов.

На втором этапе каждый отдел и каждый работник рабочей группы определяют объем своей работы, подбирают необходимую информацию, выполняют необходимые расчеты, оформляют табличный материал и текстовую часть к нему.

Разработка бизнес-плана связана с использованием большого количества информации, ее полнота и качество существенно влияют на возможность достижения тех целей, которые стоят при составлении бизнес-плана. Недостаточное освещение отдельных его разделов за ограниченности информации может вызвать у инвесторов сомнения относительно целесообразности выделения средств, поэтому важно знать, какие данные нужны для составления бизнес-плана и где их можно найти.

 

Источники исходной информации для составления бизнес-плана.

Определенная часть информации содержится в опубликованных научных источниках. Для ее поиска используют энциклопедические словари, статистические сборники, реферативные журналы, мониторинги. Обрабатывают необходимые данные с помощью современных средств механизированной обработки информации. В развитых странах рыночной экономики есть ряд фирм, которые специализируются на сборе и аккумулировании информации о состоянии и перспектив развития рынка. Использование информации во время разработки бизнес-плана дает возможность повысить уровень обоснованности тех его разделов, которые касающиеся оценки рынка, маркетинговой деятельности и конкурентов. Характер и источники информации, а также подразделения, отвечающие за ее подготовку, приведены в табл. 7.1.

 

Таблица 7.1

Характер и источники информации, а также подразделения, отвечающие за ее подготовку

 

п/п

Название раздела бизнес-плана

Источники исходной информации

Подразделения, отвечающие за подготовку информации

1

Характеристика

объекта,

инвестирования

Устав предприятия, учредительный договор

Юридический отдел

2

Оценивания

области

Ежегодные возведение (справочники) технико-экономических показателей предприятий отрасли (подотрасли); статистические справочники, подготовленные органами статистики

Планово- экономический отдел

3

Характеристика

продукции

Паспорт изделия

Отдел главного технолога

4

Анализ рынка

Данные исследований рынка, включая информацию, полученную во время проведения анкетирование

Отдел маркетинга

5

Анализ

конкурентов

Ежегодные возведение (справочники) технико-экономических показателей предприятий тех отраслей (подотраслей), к которым входят конкуренты; статистические справочники, подготовленные органами статистики; газеты, журналы (отраслевые)

Планово- экономический отдел, отдел маркетинга

6

Маркетинг

Данные маркетинговых исследований

Отдел маркетинга

7

План и структура производства

Схемы производственных потоков; балансы производственных мощностей; сведения о технологическое оборудование; заключены договоры о поставке материально- технических ресурсов; смета затрат на производство

Отделы главного технолога, материально-технического снабжения, технического контроля, планово - экономический отдел, бухгалтерия

8

Организационный план и управление

Организационная схема управления предприятием; план по труду и заработной плате; план расстановки кадров; листки учета кадров

Отдел труда и заработной платы; отдел кадров

9

Юридический

план

Устав предприятия; учредительный договор

Юридический отдел

10

Оценивания

рисков

Разные документы, в которых зафиксированы потери (отчеты, объяснительные записки, докладные записки, акты, протоколы совещаний)

Подразделения предприятия, имеющие отношение к управлению конкретным видом риска

11

Финансовый план и стратегия финансирования инвестиционного проекта

Расчет объема денежных потоков; баланс предприятия; смета затрат на производство; расчет себестоимости; расчет прибыли и ее распределения

Бухгалтерия; финансовый и планово-экономический отделы

 

В Украине изучением рынка инвестиций, определению его приоритетов занимаются определенные государственные и частные фирмы. Среди них выделяется Украинская государственная кредитно-инвестиционная компания, которая анализирует инвестиционную ситуацию в Украине в ежеквартальном сборнике-обзоре “Мониторинг инвестиционной деятельности в Украине”.

Третий этап разработки бизнес-плана предусматривает обобщение в целом по предприятию материалов, полученных от различных служб и исполнителей, уточнение и установление связи между ними, оформление окончательного варианта, подписания и утверждения бизнес-плана.

Заключительный этап - презентация бизнес-плана, то есть доведение основных его положений до заинтересованных сторон.

В процессе выполнения работ предприятие передает исполнителю необходимые материалы, документацию, расчеты, а также обеспечивает необходимые условия труда для специалистов.

После завершения работ основатель оценивает их качество, вносит дополнительные коррективы в предварительно поставленного задачи, принимает и оплачивает выполненные работы. Разработан сторонней организацией бизнес-план подписывает руководитель консультационной фирмы и утверждает руководитель предприятия-заказчика.

 

Составляющие инвестиционного проекта.

В процессе составления инвестиционного бизнес-плана очень важно правильно и в доходчивой форме изложить цель, суть инвестиционного проекта и формы его реализации, а также конечные результаты осуществления инвестиций. Этот раздел бизнес-плана, который можно назвать “Характеристика объекта инвестирования”, состоит, как правило, в конце работы, после определения всех других направлений деятельности. Он является обобщающей частью документа, где в сжатой форме излагаются все основные идеи будущего проекта. К основным требованиям, которые следует соблюдать в процессе подготовки этого раздела, относятся лаконичность, информативность, убедительность и простота изложения. Инвестор на основе этого раздела может сделать вывод, соответствует ли проект его инвестиционной стратегии и имеющимся ресурсам, устраивает он инвестора по срокам реализации, сроков и полноты возврата капитала.

Прежде всего необходимо изложить цель составление бизнес-плана: поиск партнера для осуществления совместной деятельности, просьба о предоставлении кредита на условиях возврата, полного или частичного финансирование на принципах невозврата, подачи заявки на приватизацию или выкуп государственного имущества и т.д.

Далее раскрывается суть проекта, то есть описывается общая концепция бизнеса, его репутация в прошлом и направления развития на будущее, а также дается характеристика продукции, указываются основные рынки сбыта, размер доходов и расходов, прибыль, рентабельность, степень риска и другие преимущества, которые смогли бы убедить инвестора в выгодности и перспективности этого бизнеса.

В этом же разделе необходимо кратко описать степень подготовленности проекта и формы его осуществления (новое строительство, реконструкция, расширение, переоборудование действующего предприятия, степень подготовленности проектной документации, заключения экспертов о надежность объекта инвестирования).

Необходимо также изложить основные потребности в инвестиционных ресурсах и сроки их освоения, общую стоимость инвестиционного проекта, а также определить возможную долю внешнего инвестора и период осуществления инвестиций, наметить сроки ввода объекта в эксплуатации, определить сроки окупаемости и возврата капитала инвестору. При этом нужно помнить, что инвестора в первую очередь интересуют конечные финансовые результаты, такие как сумма денежного потока, валовой и чистый доходы.

 

Определение эффективности инвестиционного проекта.

Важно рассчитать показатели, которые используются в международной практике для определения эффективности инвестиций, а именно:

• сумму чистого приведенного дохода (ЧПД), определяется по формуле

где ВП - сумма денежного потока, приведенная к настоящей стоимости с использованием метода дисконтирования;

И - сумма инвестиционных средств, направляются на финансирование инвестиционного проекта;

• индекс доходности инвестиционного проекта (Ид)

период окупаемости (Пв)

где ГПп - сумма денежного потока, приведенного к настоящей стоимости, в отдельном периоде. Для краткосрочных инвестиций за период принимается календарный месяц, а для долгосрочных - один год.

Если предприятие планирует привлечь к сотрудничества иностранного инвестора, то в этом разделе необходимо изложить основные правовые вопросы, которые гарантируют защиту иностранных инвестиций, сославшись на украинские законодательные акты, в частности законы Украины “Об инвестиционной деятельности”, “О режиме иностранного инвестирования”, “О налогообложении прибыли предприятий” и др.

 

Оценивания отрасли, в которую осуществляются инвестиции, и анализ рынка.

В этом разделе инвестиционного бизнес-плана необходимо кратко изложить влияние внешней среды на перспективность и эффективность развития будущего инвестиционного проекта.

Прежде всего устанавливаются отрасль и форма деятельности предприятия. Если предприятие охватывает несколько видов деятельности, принадлежащих к различным отраслям народного хозяйства, то необходимо определить удельный вес каждой исходя из объемов выпуска продукции (оказания услуг).

В этом разделе бизнес-плана рассматривается соответствие отраслевой направленности инвестиционного проекта задачей структурной перестройки экономики, которые сейчас накреслюються в Украине. Определяется уровень развития рыночных отношений в отрасли: новые продукты, достижения научно-технического прогресса, новые рынки и покупатели, новые потребности в продукте, возможности выхода на внешний рынок и другие экономические и социально-политические тенденции и факторы, способные позитивно или негативно влиять на реализацию проекта. Уровень рыночных отношений определяется также исходя из уровня приватизации предприятий отрасли, степени монополизации, возможностей выпуска продукции под государственный заказ, возможностей воздействия государства на цены путем государственного регулирования цен.

В этом же разделе приводятся некоторые финансово-экономические показатели, характеризующие уровень развития отрасли, например, средний уровень доходности предприятий этой отрасли, который можно определить как отношение чистой прибыли к сумме капитала (основных и оборотных средств); отношение чистой прибыли к текущим затратам; отношение чистого прибыли к объему выпуска продукции (выполненных работ, услуг).

Потенциальный инвестор в высшей степени заинтересован в том, какую продукцию будет выпускать объект инвестирования. Поэтому в бизнес-плане должны быть подробно описаны отличительные особенности нового продукта, его привлекательность для покупателей, преимущества по сравнению с аналогичной продукцией, которая уже есть на рынке.

В этом разделе приводятся общая технологическая оценка продукции (работ, услуг), ее функциональные характеристики (в случае необходимости они подтверждаются чертежами, фотографиями), анализ конкурентоспособности и жизненного цикла, степень и формы правовой защищенности. Структуру этого раздела целесообразно строить по схеме, приведенной на рис. 7.3.

 

 

Рис. 7..3. Характеристика продукта

 

 

Анализ рынка - один из самых сложных разделов бизнес-плана. Его цель - убедить инвестора в целесообразности выпуска определенного продукта, его необходимости и конкурентоспособности. Он не только охватывает современное состояние рынка, но и дает прогнозируемый анализ на близкую и далекую перспективу.

Анализ рынка выполняется на основе глубоких маркетинговых исследований, результаты которых напрямую влияют на планирование объемов выпуска продукции, уровень цен, размеры прибыли. Исходя из этих показателей определяют размеры и параметры самого инвестиционного проекта, а следовательно и объемы необходимых инвестиций. Как видим, суть планирования инвестиций в конечном итоге, сводится к тому, будет будущая продукция конкурентоспособной, найдет она своего покупателя на рынке.

Разработку этого раздела начинают с изучения спроса и предложений на продукцию в пределах определенного регионального рынка и за его пределами. Внимание следует обратить прежде всего на структуру покупателей и заказчиков. Потенциальные заказчики группируются по однородным группам и сегментам рынка. Возможными критериями сегментации рынка для частных лиц могут быть возраст, пол, национальность, образование, стиль жизни, профессия, уровень доходов, жизненный цикл семьи, а для предприятий и организаций - местонахождение, сфера деятельности, структура, объем производства и реализации. При этом нужно обратить внимание на некоторые специфические особенности региона. Например, украинское население традиционно потребляет много хлеба, что является причиной большого развития мукомольной и хлебопекарной отраслей промышленности. То же самое можно сказать и о потреблении свинины, колбасных изделий, соков, компотов. Кроме того, в западных регионах Украины традиционно внешние отделочные работы осуществляют по помощью бурого камня и т.д.

Исследования должны базироваться на сжатой информации, официальных данных органов власти и других достоверных материалах. Результаты исследований могут быть оформлены в виде таблиц, расчетов, графиков, а также в виде определения объемов спроса на продукцию в разрезе регионов и степени его удовлетворения за счет отечественного производства и импорта. Другим методом изучения и оформления результатов маркетинговых исследований является определение среднего уровня удовлетворения потребностей на продукцию (услуги) в исследуемом регионе (возможно, на душу населения) и сравнение их с аналогичными показателями в других регионах, областях, стране в общем.

Такие расчеты выполняют с учетом на ситуацию, сложившуюся на рынке за последние три года. Прогнозируемые расчеты нужно выполнять на основе ожидаемого увеличения количества покупателей, расширение рынка сбыта на следующие три - пять лет.

На следующем этапе особое внимание следует уделить тем видам продукции (услуг), которые уже есть на внутреннем рынке, поскольку это создает конкуренцию. Реально оцениваются преимущества и слабые стороны конкурентных товаров (услуг), указываются фирмы, которые выпускают такие товары (предоставляют такие услуги), определяют преимущества новой продукции по конкурентоспособности, сравнивают конкурентные товары по таким параметрам, как качество, дизайн, обслуживание, гарантийные обязательства, цена и др. Изучение вопросам конкуренции должно дать ответы на следующие вопросы:

• какая часть рынка контролируется основными конкурентными фирмами;

• какова организационная структура характерна для конкурентов и в какой степени ваша фирма выгодно отличается от них;

• насколько стабильны позиции конкурентов;

• как быстро ваша фирма может переориентироваться на другие рынки;

• какие из приведенных критериев конкуренции являются основными - качество, цена, сервис, имидж.

Для того чтобы определить степень конкуренции по многим признакам, целесообразно применять метод ранжирования. Каждой из выбранных признаков присваивается определенное количество баллов (в зависимости от важности). Показатели можно оценивать по пяти-, десятибалльной системе; общее количество набранных баллов показывает место фирмы, которая инвестируется, в конкурентной среде.

Наконец, в этом разделе бизнес-плана инвестор должен найти ответы на следующие вопросы:

• есть в запланированных регионах постоянный спрос на товар;

• кто будет основным покупателем (заказчиком) товара - производитель другого товара, оптовик, розничная торговля, непосредственный потребитель;

• насколько постоянным продавцом будет фирма и чем это обусловлено - качеством, сервисом, низкими ценами, близостью до потребителя и т.д.;

• в какой степени постоянными являются покупатели и чем это обусловлено - местом проживания, традиции, сервисом, уровнем доходов, частотой закупок и т.д.

Отдельным разделом бизнес-плана может быть описание размещения объекта. Это делается с целью оценки нескольких факторов: инвестиционной привлекательности региона; увеличение спроса на новый продукт; наличия или близости ресурсных факторов производства (сырья, энергоресурсов, кадрового потенциала), близости к рынку сбыта; качественных показателей земельного участка, выделенного под новый объект.

Все указанные показатели могут сыграть большую роль в повышении инвестиционной привлекательности объекта инвестирования.

Основными задачами разработки этого раздела бизнес-плана являются следующие:

• убедить партнеров в возможности изготовления необходимого количества продукции в определенные сроки с соответствующим качеством;

• усилить уверенность инвесторов в способности установить постоянные длительные производственные связи с партнерами по производству и сбыту продукции;

• доказать, что предприниматель действительно умеет организовать производство, обеспечить определенный уровень рентабельности по условия установлению умеренных цен на продукцию и невысоких затрат.

Прежде всего следует описать сам производственный процесс, обратить внимание на такие аспекты, как наличие производственной площади, обеспеченность новым высокопроизводительным оборудованием и прогрессивными технологиями, степень производственной кооперации, контроль качества продукции и ее соответствие международным стандартам, охрана окружающей среды. Каждую из перечисленных проблем необходимо рассматривать с помощью конкретных расчетов, подкреплять соответствующими характеристиками (оборудования, технологий, контролирующих и природоохранных мероприятий). Для большей наглядности эти материалы нужно подавать в табличном и графическом виде.

На основе этих данных обосновывают объемы выпуска продукции (оказания услуг) по следующим направлениям: среднегодовой объем выпуска; объем выпуска продукции по отдельным ассортиментным группам, прогнозируемый выпуск по годам следующего пятилетнего периода в процессе выхода на проектную мощность.

 

Обеспечение производства основных видов ресурсов.

Обеспечение реальности плановых объемов выпуска продукции (оказания услуг) и эффективности рассматриваемого инвестиционного проекта необходимо подтвердить наличием соответствующих материальных, трудовых и других видов ресурсов. При этом особое внимание нужно обратить на выгодность территориального размещения инвестиционного проекта в ресурсном среде; наличие необходимых компонентов для обеспечения производства; наличие основных поставщиков материальных ресурсов и возможность их оперативного изменения в условиях возникновения непредвиденных ситуаций; близость сырьевых ресурсов и решения транспортных проблем; качество сырья; наличие энергетических ресурсов; обеспеченность производства трудовыми ресурсами и решения проблемы подготовки кадров.

Этот раздел бизнес-плана целесообразно строить за отдельными факторами обеспечения производства:

• сырье, материалы, энергетические ресурсы;

• производственные площади, оборудование, технологии;

• трудовые ресурсы, их подготовка и решение социальных вопросов.

Рассматривая каждый из перечисленных факторов, необходимо правильно определить общие потребности в тех или других ресурсах и подробно описать источники их поступления.

Методы расчета ресурсов

Для расчета потребностей в сырье, материалах используют общеизвестные методики планирования. Например, общая потребность в материалах определяется по формуле

где Мп - потребность в материалах для выполнения производственной программы; Гг - материалы для выполнения ремонтных работ;

Мс - материальные запасы;

Мв - материалы, полученные в результате собственного производства.

Потребность в материалах на плановый выпуск можно определить несколькими методами:

• нормативным

где Пв - плановый выпуск продукции;

Нм - норма затрат материалов на единицу продукции;

• ресурсным

где В - производственная программа выпуска;

Км - удельный вес определенного материала в составе продукта, %;

Кг - плановый выход готовой продукции;

• с помощью динамических коэффициентов

где Вб - фактические расходы материалов в базовом периоде;

Кв - коэффициент изменения производственной программы,

Кзн - индекс снижения норм расхода материалов в плановом периоде.

Аналогично рассчитывают потребность в других ресурсах, в том числе энергетических.

 

Определение источников ресурсов.

Определяют источники поступления ресурсов, которые подтверждаются соглашениями с основными поставщиками, договорами о намерениях.

Определение производственных мощностей

Рассматривая вопросы обеспечения проекта производственными мощностями, необходимо учитывать следующие факторы:

• наличие производственных помещений, сооружений; необходимость нового строительства, расширения;

• технологию производства, ее прогрессивность, необходимость приобретения зарубежных патентов, лицензий, ноу-хау;

• потребность в оборудовании, источники поступления и основные качественные показатели.

Обеспеченность производства трудовыми ресурсами в настоящее время в Украине не вызывает больших проблем благодаря наличию избытка рабочей силы. Другой вопрос - квалификация работников, снижения трудоемкости, охрана труда и др.

Итак, составляя бизнес-план, необходимо не только указывать общую потребность в рабочей силе соответствующих профессий и квалификации, но и рассмотреть такие вопросы:

• подготовка и повышение квалификации работников;

• улучшение нормирования и оплаты труда, повышения заинтересованности работников в снижении трудоемкости и улучшении качества изделий;

• организация рабочих мест, четкое определение функций, рациональная специализация, контроль трудовой и технологической дисциплины;

• мероприятия по обеспечению нормальных условий и охраны труда (безопасность труда, санитарно-гигиенические условия, предупреждению производственного травматизма, минимизация загазованности, запыленности, контакта с вредными веществами, а также борьба с шумом, вибрацией и другими негативными явлениями, которые могут влиять на здоровье и психическое состояние работников).