ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. МЕРКАНТИЛИЗМ
Экономические взгляды Средневековья
Экономические взгляды этого периода имеют ярко выраженный религиозный характер. Автором одной из концепций общественного прогресса на базе экономических факторов был Ибн-Хальдун. Богатство государства он усматривал в наличии произведенных товаров. Поэтому он делает вывод о том, что продукты труда добываются "путем равноценного обмена", то есть отличает стоимость от рыночной цены. Деньги - "основа приобретения, накопления и сокровища".
Самым известным автором Средневековья Фома Аквинский, который стал достойным продолжателем и оппонентом одного из основателей школы раннего канонізму - Августина Блаженного. Ранние каноністи осуждали торговая прибыль и ростовщический процент как нечестное действие, грех. Большая торговля, заемные операции, как грешные явления, вообще запрещались. Методологической основой ранних канонистов были авторитарность доказательств и морально-этическая характеристика экономических категорий. До этих принципов каноністи позже добавили принцип двойственности оценок. Фома Аквинский считал "справедливые цены" источником роста личной собственности и средством создания "умеренного" богатства, что не является грехом. "Справедливая цена" в экономическом учении канонистов менялась категориями "стоимость", "рыночная цена". Деньги он рассматривал подобно древних ученых, выражая приверженность к концепции денег как номинала. Он признает, что хотя монеты имеют "внутреннюю" ценность государство все же имеет право допускать определенные отклонения от действительной стоимости монеты, от ее внутренней ценности.