ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. МЕРКАНТИЛИЗМ
Особенности экономической мысли в Древней Греции и Древнем Риме: общее и различия
В древности экономической науки как таковой еще не было. В трудах мыслителей, записках, трактатах содержатся практические рекомендации, советы по организации, методам ведения хозяйства. Литературные источники, созданные за много лет до нашей эры, составляют конгломерат различных знаний о хозяйстве и обществе; это своего рода "преддверие" обобщений, понятий, категорий, которые сложились гораздо позже. Относительно самого термина "экономика" ("домоводство"), то он пришел к нам из древнегреческого (oikos - дом, хозяйство; nomos - закон, правило).
В широком смысле истоки современной цивилизации мы находим в идеях и трудах мыслителей далекого прошлого - Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима. Поэтому взгляды этих мыслителей, наблюдения, мысли представляют большой интерес и сегодня.
О характере экономического строя Древней Греции узнаем из трудов Ксенофонта Афинского (444-356 гг. до н. э.). Своеобразны названия его трудов: "Домострой", "Економікос". Трактат Ксенофонта "О земледелии" - настоящая сельскохозяйственная энциклопедия в 12 томах. Ведь у греков сельское хозяйство - наиболее престижная сфера деятельности. Ремеслом занимаются рабы и иностранцы (плотники, кузнецы, сапожники, сукновали). Интенсивно развита в Древних Афинах торговля. Источниками государственных доходов были налоги, пошлины, дань с колоний, доходы от внешней торговли. Денежное богатство Афин - основа их государственной мощи.
Согласно Ксенофонта добрый хозяин дома тот, кто умело ведет хозяйство, держит запасы на целый год, мелет хлеб на ручных мельницах, заставляет печь собственный хлеб, с участием хозяйки прясть шерсть, ткать пряжу, изготавливать одежду для господ и рабов. Покупки на рынке не играют важной роли. Всю работу в домашнем хозяйстве полностью выполняют только рабы.
"Домоводство", по словам Ксенофонта, - наука об управлении хозяйством, с помощью которого люди могут обогащаться. Важно "не только справляться со своим хозяйством, но и иметь избыток, чтобы и родной город украсить, и друзьям облегчать нужду".
Выразителем интересов крупного землевладения, основанного на труде рабов, был Марк Порций Катон (234-149 гг. до н. э.), автор трактата "О земледелии". Катон - военачальник, квестор, консул в Испании. Талантливый оратор и наблюдательный историк, он в совершенстве знал сельское хозяйство. С земледельцев, как утверждал Катон, "выходят самые верные люди и самые стойкие солдаты. И доход этот самый чистый, самый верный и вовсе не вызывает зависти".
Трактат содержит 162 главы. Главы напоминают страницы записной книжки, которую вел хозяин рабовладельческого поместья. Из нее мы узнаем о том, как покупать имение ("не бросайся на покупку - не жалей своего труда на осмотр и не считай, что достаточно один раз обойти его вокруг"), как вести хозяйство, "вести счет деньгам, хлебу, тому, что приготовлено на корм скотине, вину, маслу. Следует считать, что продано, что взыскано, что остается, что есть на продажу" ("хозяину любо продавать, а не покупать"). Катон пишет об обязанностях большая (управляющего), об организации труда рабов, об уходе за посевами и скотом, о здания и сельскохозяйственные орудия.
Знакомясь с трактатом, можно получить представление и о хозяйственной жизни страны, о "шкалы земельного доходности", о значении земледелия и торговли, о предоставлении денежных ссуд и сбережения имущества ("смотри, чтобы тебе не просчитаться в имении").
Таким образом, основная форма экономического мышления древних римлян и греков - это система взглядов на ведение частного рабовладельческого хозяйства. Про экономическую рациональность и производительность говорится преимущественно в виде практических рекомендаций. У греков в отличие от римлян больше внимания уделяется вопросам хозяйственной этики.