Философия
Уроки по философии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 10 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

СИСТЕМА УРОКОВ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ

 

УРОК 25

ТЕМА. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Цель: раскрыть особенности античной философии, взгляды выдающихся философов этой эпохи; воспитывать уважительное отношение к наследию античной философской мысли.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма проведения: эвристическая беседа с элементами медиа-презентаций, игра «Вопрос философу».

Оборудование: мультимедийное оборудование.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель. На уроках мировой художественной культуры, литературы вы знакомились с представлениями древних греков и римлян о мире, человеке, космосе.

1. Что интересного в этих представлениях вы для себя открыли?

2. Чем отличались эти картины античного мира от современных взглядов на вселенную?

 

III. Проработка нового учебного материала

Лекция «Античная философия»

Учитель. Античная философия (сначала греческая, а затем римская) охватывает более чем тысячелетний период с VI в. до н. э. до VI в. н. э. Зародилась она в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и содержанием, методами и целью отличалась от восточных способов философствования, мифологического объяснения мира, присущего ранней античной культуре. Основы для формирования философского взгляда на мир было заложено древнегреческой литературой, культурой, произведениями Гомера, Гесиода, гномічних поэтов), где ставились вопросы о месте и роли человека в универсуме, формировались навыки установления мотивов (причин) действия, а художественные образы структурировались в соответствии с чувством гармонии, пропорции и меры. Ранняя греческая философия использует фантастические образы и метафорическое язык мифологии. Но если для мифа образ мира и настоящий мир ничем не отличались друг от друга, то философия формулирует свою основную цель так: стремление к истине, чистое и бескорыстное желание приблизиться к ней. Владение полной и определенной истиной, по античной традиции, было возможным лишь для богов. Человек же не могла слиться с «софией», поскольку смертна, конечна, ограничена в познании. Поэтому человеку доступно лишь неустанное стремление к истине, никогда не завершено полностью, активное, деятельное, страстное желание истины, любовь к мудрости, которая вытекает из самого понятия философия.

Мир - это, по представлениям древних греков, огромное собрание разнообразных природных и общественных сил и процессов. Как жить в таком мире? Кто правит миром? Как согласовать собственные возможности с тайными и могущественными силами природы? Что есть бытие и его фундамент, начало? Бытие ассоциировалось с множеством постоянно изменяющихся стихий, а сознание - с ограниченным количеством понятий, которые сдерживали хаотическое проявление стихий. Поиск устойчивого истоку в меняющемся круговороте явлений необъятного Космоса - основная познавательная цель древнегреческой философии. Поэтому античную философию можно понять как учение о «первых началах и причинах». По своему методу такой исторический тип философии стремится рационально объяснить бытие, реальность как целостность. Для античной философии значимыми являются разумные доказательства, логическая аргументация, риторико-дедуктивная рациональность, логос. Переход «от мифа к логосу» определил в дальнейшем вектор развития и духовной культуры, и цивилизации Европы.

В развитии античной философии выделяются четыре основных этапа.

Первый этап охватывает VII-V вв. до н. э. и называется досократівським. Философы же, живших до Сократа, так и называются - досократики. К ним относятся мудрецы из Милета (так называемая Мілетська школа - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Гераклит из Эфеса, Елейська школа (Парменид, Зенон), Пифагор и пифагорейцы, атомісти (Leucippus и Демокрит). В центре ранней - досократівської - греческой натурфилософии находились проблемы физики и Космоса.

Второй этап - примерно с середины V в. до н. э. до конца IV в. до н. э. - классический. Софисты и Сократ, которые впервые попытались определить суть человека, осуществившим антропологический поворот в философии. Философское наследие Платона и Аристотеля, характеризующийся открытием сверхчувственного и органической формулировкой основных - классических - проблем, наиболее полно обобщает и отражает достижения классической эпохи греческой античности.

Третий этап в развитии античной философии - конец IV-II вв. до н. э. - обычно называют елліністичним. В отличие от предыдущего, связанного с возникновением значительных, глубоких по содержанию и универсальных по тематике философских систем, формируются разнообразные эклектические конкурирующие философские школы: перипатетики, академическая философия (Платоновская Академия), стоїчна и епікурейська школы, скептицизм. Все школы объединяла одна особенность: переход от комментирования учений Платона и Аристотеля к формулированию проблем этики, которую отличала морализаторская откровенность в эпоху заката и упадка эллинистической культуры. Тогда была популярной творчество Теофраста, Карнеада, Эпикура, Піррона и др.

Четвертый этап в развитии античной философии (i в. до н. э. - V-VI вв. н. э.) - период, когда решающую роль в античности стал играть Рим, под влияние которого попала Греция. Римская философия формировалась под влиянием греческой, особенно эллинистической. В римской философии выделились три направления:

• стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий);

• скептицизм (Секст Эмпирик);

• епікуреїзм (Тит Лукреций Карр).

В III-V вв. н. э. в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, выдающимся представителем которого был философ Платін. Неоплатонизм оказал значительное влияние не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую религиозную философию.

 

Выступления учащихся (с электронными презентациями) по темам:

• «Философия досократиків»;

• «Философия периода античной классики»;

• «Философско-этическая мысль эпохи эллинизма».

 

Игра «вопрос философу»

Три ученика в роли Аристотеля, Платона и Сократа отвечают ученикам на их вопрос. Например:

1. Что такое материя?

2. Что такое идея?

3. Можно ли познать мир?

4. Какой метод познания более эффективный?

 

IV. Итоги урока

 

V. Домашнее задание

Задания для групп

Представьте, что вы представляете определенную философскую школу. Подготовьтесь к публичному выступлению с ее презентацией и дискуссии.