СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМИ
УРОК № 25
Тема. Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными сравнительными придаточными
Цель: углубить знания учащихся о сложноподчиненном предложении; научить определять вид придаточной части (придаточное сравнительное), разграничивать союзы и союзные слова; сопоставлять подчинительные союзы в русском и украинском языках; развивать навыки синтаксического разбора и составления схем предложений; развивать творческие способности; воспитывать культуру речи.
Оборудование: учебник, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Чем легче достижима цель, тем слабее стремление к ней.
Плиний Младший
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
(Учащиеся читают предложения.)
2. Беседа с учащимися.
1) Какие виды сложных предложений вы знаете?
2) На какие виды делятся придаточные обстоятельственные?
3) На какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные?
4) На какие вопросы отвечают придаточные времени?
5) Какие союзы или союзные слова используются в придаточных места, сравнительных, образа действия, причины, следствия, условия, уступки, цели?
3. Лингвистическое наблюдение.
• Прочитайте предложения; составьте к ним схемы. Чем они отличаются друг от друга? Какое из них имеет два значения, а какое — одно? Какие это значения?
1) Мы так спешили, как будто за нами кто-то гнался.
2) Мы спешили изо всех сил, как будто за нами кто-то гнался.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа со статьей учебника.
(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)
2. Слово учителя.
Придаточные сравнительные прикрепляются союзами как, словно, будто, как будто, точно, точно как, чем, подобно тому как и др. Придаточные сравнительные отвечают на вопрос как?
Небо все чернело (как?), будто чугунная туча росла из-под земли.
Сравнительные союзы связывают не только придаточные предложения, но и сравнительные обороты (которые являются обстоятельствами образа действия).
Воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра.
В предложении с двойным сравнительным союзом чем — тем трудно выделить главное и придаточное предложения.
Чем дальше наша родина, тем она нам милей.
В украинском языке подчинительным союзам будто, словно, точно, подобно тому как соответствуют нібито, подібно до того як, так само як, немов, ніби.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с учебником.
(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)
2. Анализ языковых явлений.
• Прочитайте предложения, укажите значение придаточных; запишите, расставляя знаки препинания; составьте схемы 2, 4, 7 предложений.
1) Воздух только изредк.. дрожал как дрожит вода возмущ..ная падением ветки.
2) Небо опустилось и стало (желто)розовым будто на него падал отсвет далекого пожара.
3) Море все в живых белых пятнах словно бе..численные стаи птиц опустились на синюю равнину.
4) Многие русские слова сами по себе излучают поэзию подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск.
5) Чем дальше мы уходили от дома тем глуше и мертвее становилось вокруг.
6) Время шло медленно, медленнее чем ползли тучи по небу.
7) Ветер был такой силы что весь дом поскрипывал и вздыхал будто его двигали то туда то сюда.
8) (Из)дали слышался шум мокрых деревьев будто (в)далеке шумела вода в шлюзах.
3. Лингвистическое исследование.
• Прочитайте предложения, укажите, в каких случаях сравнительные союзы присоединяют придаточные предложения, в каких — сравнительные обороты, а в каких — стоят при сказуемом; запишите предложения в таком порядке; расставьте знаки препинания.
1) Надо в себе воспитывать вкус к хорошему языку как воспитывают вкус к гравюрам к хорошей музыке.
2) На небе ярко сверкнула как живой глаз первая звездочка.
3) К концу охоты утки словно на прощанье стали подниматься целыми стаями.
4) Асфальт блестел как черная река.
5) Море как ртуть.
6) Иней лежал даже на палубе как белая крупная соль и хрустел под ногами.
4. Работа в парах.
Предложения записаны на доске или на карточке. (Осуществляется взаимопроверка работ.)
• Определите, что присоединяет союз как (А— придаточное предложение; Б — сравнительный оборот; В — именную часть сказуемого).
I вариант
1) Море в далекие годы пело мне песни, как мать.
2) Смотри, как роща зеленеет.
3) Звезды, как вербочки, распухают в прозрачных облаках.
4) Сосновый лес, как золотой орган, пронизанный легчайшим свежим светом.
5) И колючей веткой ель в окно стучала, как стучит порою путник запоздалый.
6) Облака как шрапнель над лесом.
II вариант
1) Борьба дает вкус жизни, как перец и соль дают его пище.
2) Солнце горит в небе, как огненный цветок.
3) Для меня ты как солнце весной.
4) Глаза у нее были чуткие, как дым.
5) Посмотри, милый друг, как прекрасна земля на рассвете.
6) Земля как смутный негатив, она никак не может проявиться.
Правильные ответы для взаимопроверки
І вариант |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Б |
А |
Б |
В |
А |
В |
ІІвариант |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
А |
Б |
В |
Б |
А |
В |
5. Перевод текста с украинского языка на русский.
• Прочитайте текст; переведите текст на русский язык; найдите сложноподчиненные предложения, укажите предложения с придаточными сравнительными; обратите внимание на перевод союзов и союзных слов.
Ідуть дощі
Ідуть дощі. Холодні осінні тумани клубочать угорі і спускають на землю мокрі коси. Пливе у сірі безвісті нудьга, пливе безнадія, і стиха хлипає сум. Плачуть голі дерева, плачуть солом’яні стріхи, вмивається сльозами убога земля й не знає, коли осміхнеться. Сірі дні зміняють темнії ночі. Де небо? Де сонце? Міріади дрібних капель, мов умерлі надії, що знялись занадто високо, спадають додолу і пливуть, змішані з землею, брудними потоками...
...Розгрузлою дорогою йдуть заробітчани. Йдуть та й ідуть, чорні, похилені, мокрі, нещасні, немов каліки-журавлі, що відбилися від свого ключа, немов осінній дощ. Йдуть і зникають у сірій безвісті. Як краплі сі,— упали й загинули в болоті дні життя, молоді сили, молоді надії. Все пішло на других, на сильніших, на щасливіших, немов так і треба. А дощ іде.
(М. Коцюбинский)
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа с учащимися.
1) Какие существуют виды придаточных обстоятельственных?
2) На какие вопросы отвечает придаточное сравнительное?
3) Какими союзами или союзными словами скрепляется придаточное сравнительное с главным предложением?
4) Какие подчинительные союзы употребляются с придаточным сравнительным в украинском языке? Каким союзам в русском языке они соответствуют?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Написать сочинение-миниатюру: описать данное время года (6-7 предложений), используя сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными.
3. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.