СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМИ
УРОК № 24
Тема. Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными времени
Цель: углубить знания учащихся о сложноподчиненном предложении; научить определять вид придаточной части (придаточное времени), разграничивать союзы и союзные слова; сопоставлять подчинительные союзы в русском и украинском языках; развивать навыки синтаксического разбора и составления схем предложений; развивать творческие способности; воспитывать культуру речи.
Оборудование: учебник, словари, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Никто не может судить о других, пока не научиться судить о самом себе.
И. В. Гете
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
Учащиеся задают друг другу подготовленные дома вопросы по таблице «Виды обстоятельственных придаточных».
1) На какие виды делятся придаточные обстоятельственные?
2) На какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные?
3) На какие вопросы отвечают придаточные места?
4) На что указывают придаточные места?
5) Какие союзы или союзные слова используются в придаточных места, времени, сравнительных, образа действия, причины, следствия, условия, уступки, цели?
2. Творческий диктант.
• Запишите слова; обратившись к словарю, дайте толкование незнакомых слов; используя данные слова, составьте сложноподчиненное предложение с придаточным места; выделите грамматическую основу.
Акварель, аппарат, дирижер, достойный, инициатива, инновация, конферансье, корреспондент, независимость, оптимист, ориентироваться, процесс, пессимист, редактор, реклама, репетиция, рецензия, специалист, суеверие, суверенитет, тщеславный, фортепьяно, циничный, эйфория.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа со статьей учебника.
(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)
2. Слово учителя.
Придаточное предложение времени относится ко всему главному предложению и отвечает на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и др. Для связи придаточного предложения с главным используются союзы когда, пока, как только, до тех пор, пока (до тех пор пока), перед тем как, едва и др. В главном предложении могут быть указательные слова тогда, до тех пор, после того и др.
Пока солнце дремлет за облаком парчовым, тень освежает землю дыханьем родниковым.
Придаточное предложение времени может уточнять обстоятельство времени.
Утром (когда именно?), как только мы отошли от бивака, тотчас же наткнулись на тропу.
В украинском языке подчинительным союзам как только, с тех пор как, до тех пор как соответствуют тільки-но, з того часу як, до того часу як.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с учебником.
(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)
2. Анализ языковых явлений.
• Прочитайте сложноподчиненные предложения, определите их вид; расставьте знаки препинания; выпишите предложения с придаточными времени; составьте к ним схемы.
1) Я вновь вернулся в край осиротелый в котором не был восемь лет.
2) Где кончается вода там кончается земля.
3) Когда мы перестаем делать мы перестаем жить.
4) Шел я по такой узенькой просеке что некоторые деревья с одной стороны перегибались на другую.
5) Луна как бледное пятно сквозь тучи мрачные желтела.
6) Книга — великая вещь пока человек умеет ею пользоваться.
7) Сколько продолжалось извержение Везувия сейчас за отсутствием точных данных определить сложно.
8) С тех пор как ты уехал отсюда многое изменилось.
3. Лингвистическое реконструирование.
• Перестройте сложносочиненные предложения в сложноподчиненные с придаточными времени, употребляя подходящие по смыслу союзы; выделите грамматические основы.
Образец: Солнце взошло, и тучи скрылись.— Как только солнце взошло, тучи скрылись.
1) Ветер стих, и стало тепло.
2) Мы вышли из лесу, и началась вьюга.
3) Ему помогали, и он хорошо учился.
4) Наступила весна, и обильно зацвели вишни.
5) Солнце зашло, и на небе появились звезды.
4. Лингвистическое конструирование.
• Замените придаточные предложения времени деепричастными оборотами, где это возможно.
1) Когда я вернулся домой, я увидел на столе письмо. Когда я вернулся домой, было уже поздно. Когда я вернулся домой, родители еще работали.
2) Когда товарищи встречались, они рассказывали друг другу все новости. Когда товарищи встречались, в квартире было шумно и весело.
3) Когда старик отдохнул, он собрался уходить. Когда старик отдохнул, мы двинулись дальше.
5. Творческая работа.
• Составьте диалог (5-6 реплик) так, чтобы в ответах использовать придаточные предложения времени; выразительно прочитайте диалог.
Образец:
— Куда ты пойдешь учиться, когда окончишь школу?
— Когда я окончу школу, я хочу учиться в университете, на факультете иностранных языков.
6. Перевод предложений с украинского языка на русский.
• Переведите предложения на русский язык, обратите внимание на написание союзов и союзных слов в русском и украинском языках; расставьте знаки препинания.
1) Як тільки займеться десь небо з другого боку встає зараз червоний туман і розгортає крила.
2) І тільки тепер коли велика гроза прогриміла над світом і сонце повернуло на весну земля пригорнулася до хлібороба.
3) Тільки-но стемніло лисичка вийшла на полювання.
4) З того часу як пан прогнав Івана злидні ще більше обсіли бідну селянську хату.
5) З тих пір як Настя повернулася додому в хаті стало весело та затишно.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа с учащимися.
1) Какие существуют виды придаточных обстоятельственных?
2) На какие вопросы отвечает придаточное времени?
3) Какими союзами или союзными словами связывается придаточное времени с главным предложением?
4) Какие подчинительные союзы употребляются с придаточным времени в украинском языке? Каким союзам они соответствуют в русском языке?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выписать из художественной литературы 5 сложноподчиненных предложения с придаточными времени.
3. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.