ЭВОЛЮЦИЯ НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ XX в.
11.2. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина
Эдвард Чемберлин (1899-1967) - американский экономист. Родился в штате Вашингтон в семье священника. Окончил Айовский университет. В 1922 г. Е. Чемберлин вступает в докторантуру Гарвардского университета и, окончив ее, остается здесь выкладывать. В 1933 г. ученый публикует труд "Теория монополистической конкуренции", которая стала впоследствии классическим произведением.
"Теория монополистической конкуренции" Чемберлина была вызовом традиционной экономической науке, согласно которой монополия и конкуренция существовали как взаимоисключающие понятия.
Чемберлин в своей работе показал существование специального вида монополии, которая является необходимой составляющей конкурентной рыночной системы. Он указал на два способа сочетания монополии с конкуренцией:
• создание рынка вероятно редких товаров - этот вариант возможен при наличии двух или небольшого числа продавцов;
• рынок дифференцированных продуктов - контроль продавцов над товарами, которые имеют особые признаки.• Предложенный им вариант монополистической конкуренции имеет следующие характерные признаки:
• число продавцов достаточно велико;
• каждая фирма действует на рынке, не учитывая своего влияния на поведение конкурентов;
• товар качественно разнороден, поэтому покупатели предпочитают товары с торговой маркой конкретных продавцов;
• вход в производство близких групп продуктов не ограничен. В результате каждый продавец имеет кривую спроса при заданных цен.
Предлагая дифференцированный продукт, каждый продавец формирует свой микрорынок, на котором выступает как монополист, но в то же время его товар подвергается конкуренции со стороны более совершенных товарозамінників. Конкуренция при этом развивается в трех направлениях:
• манипулирование ценой - за монополизации рынка продавцом происходит нарушение равновесной цены в сторону увеличения; это приводит к уменьшению объемов производства продукции, недоиспользование производственных мощностей, рост безработицы (негативный аспект теории Чемберлина);
• внесение качественных изменений в виготовлюваний продукт;
• внедрение рекламы.
Последние два фактора относятся к неценовых факторов конкуренции.
Позже к неценовых условий усиления монополистической конкуренции Чемберлин отнес техническое усовершенствование и обслуживание покупателей.