Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

История экономических учений

ЭВОЛЮЦИЯ НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ XX в.

 

11.1. Учение И. Шумпетера: теория предпринимательства и теория эффективной конкуренции

Йозеф Алоиз Шумпетер (1883-1950) - австрийский экономист, профессор Гарвардского университета. Родился в Моравии в семье мелкого фабриканта. Окончил Венский университет, где одним из его учителей был В. Бем-Баверк. В 1908 г. он публикует первую работу "Сущность и содержание теоретической политической экономии", а в 1912 г. - одну из самых известных работ - "Теория экономического развития ". С 1925 по 1932 г. И. Шумпетер возглавляет кафедру государственных финансов Боннского университета. В 1932 г. Шумпетер переезжает в США, где до конца жизни остается профессором Гарвардского университета. Именно в эти годы он пишет такие известные работы, как "Экономические циклы" (1939 г.) и "Капитализм, социализм, демократия" (1942 г.).

Исходным пунктом в теории полезности Шумпетера является понятие прибавочной стоимости - разница между ценностями двух товаров, один из которых не был произведен вследствие затраты ресурсов на производство другого товара. Чем больше производится товаров определенного типа, тем сильнее возрастает давление невироблених товаров и тем меньший прирост стоимости. В состоянии равновесия сумма дополнительной полезности всех произведенных товаров равна нулю.

Теория предпринимательства Й. Шумпетером. Предприниматели занимаются осуществлением новых комбинаций факторов производства с помощью вложения средств. Шумпетер выделяет несколько видов новых комбинаций факторов производства:

• создание нового блага;

• использование новой технологии производства;

• освоение нового рынка сбыта;

• открытие новых источников сырья;

• использование новой технологии производства.

Предпринимательство, за Шумпетером, составляет свойство человеческого характера, не зависящее от классовой и социальной принадлежности.

Предпринимателя характеризуют следующие качества:

• стремление к нововведению;

• умение рисковать;

• вера в собственные силы;

• ощущение собственной независимости.

Стимул предпринимательства как новаторства заключается в росте доходов или в уменьшении издержек в результате инновации. Новаторская деятельность (непрерывно прогрессируя изнутри) способствует переходу экономики из одного равновесия в другое. Этот процесс Шумпетер назвал экономическим развитием.

Получения денег является свидетельством завершенного процесса производства и возросшего совокупного продукта.

Кредит Шумпетер считал важным условием получения новаторами средств производства. Процент за кредит - это цена, уплаченная за приобретение новых производительных сил.

Шумпетер признавал лишь денежную форму капитала - платежные средства, которые в руках предпринимателей изменяют структуру производства. Шумпетеру принадлежит динамическая концепция цикла, где цикличность рассматривается как закономерность экономического роста. Согласно этой концепции, движущая сила процветания - массовые инвестиции в основной капитал, которые служат воплощением определенных новшеств. Важнейшая роль в теории циклов отводится кредиту, который создает возможность вовлечения в экономический оборот дополнительных экономических ресурсов и тем самым реализации нововведений.

Деловые циклы проходят две фазы:

• в первой фазе экономика выйдет из состояния равновесия благодаря массовой инновационной деятельности предпринимателей;

• во второй фазе экономика движется к состоянию равновесия с учетом новых условий ее функционирования; это движение сохраняется до возобновления инновационных процессов.

В отличие от традиционного, воспринятого и марксистами, противопоставление монополии и конкуренции, й. Шумпетер видит возможность их позитивного взаимодействия. Не любая конкуренция эффективна для экономического роста. Эффективной Шумпетер считает только конкуренцию, которая основывается на снижении издержек производства и повышении качества продукции за счет технических, организационных и управленческих новаций. Наилучшие условия для осуществления таких новаций имеют крупнейшие компании и их монополистические объединения. Именно монополии, обладающие огромными ресурсами, имеют возможность проводить исследовательские работы, внедрять новую технику и технологию, что связано чаще всего с гигантскими капиталовложениями и с длительными сроками окупаемости инвестиций. Если ранее монопольную прибыль базировался на особых правах и привилегиях, предоставленных властями, или на исключительной собственности на дефицитные ресурсы и не воспроизводимые блага, то теперь он является порождением нововведений, вознаграждением за техническое и организационное новаторство.

Монополию, что обеспечивает сверхприбыль за счет новаторской деятельности, Шумпетер называет эффективной монополией. Этот сверхприбыль для каждой конкретной монополии - дело временное. Она исчезает вследствие осуществления других нововведений конкурентами - монополиями - соперниками. Каждая монополия заботится о частные интересы, но конечным результатом является выигрыш всего общества.

За Шумпетером, эффективная монополия - источник позитивного динамизма экономики. В этом отношении его теория прямо противоположна марксистской, что видит в монополиях причину хозяйственного застоя и регресса.