Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

МАКИАВЕЛЛИ Никколо ди Бернардо (1469 - 1527) - итал. историк, писатель, полет, мыслитель, войск, теоретик, гос. деятель. Род. в древней патриціанській обедневшей семьи, секретарь Совета десяти Флорентийской республики, выполнял дипломатические поручения. После восстановления тираны Медичи выслан в свое поместье, где занимался наук, и лит. деятельностью.

Творчество М. занимает промежуточное место между представителями итал. гуманизма с его проблемами человека, его прав и идеологами нового времени, сосредоточенными на проблемах общества, государства, естественного права и сусп. договора (Т. Гоббс, Дж. Локк и др.).

М. - идеолог молодой буржуазии, сочетающий анализ проблем общества, государства, активности личности и ее роли в истории. Главной целью М. было возрождение раздробленной Италии и создание крепкого централизованного государства. Необъективно-обусловило выделение политики как отдельной сферы жизнедеятельности в исследованиях М. Он анализирует эти проблемы, используя данные историографии, полет, опыта его современности и собственных наблюдений. Труд М. "Размышления на первую декаду Тита Ливия" содержит своеобразные соціол. идеи и размышления об истории, обществе, человеке. М. утверждает, что историю творят люди, которых побуждают к этому материальные потребности, стремление к обеспеченной жизни, эгоистические интересы, пристрастия, необходимость самозащиты и др. Одним из первых в истории науки М. показал, что история - продукт человеческой деятельности, а ее субъектами являются обладатели, знать, войско, народ.

М. рассматривал общество как сложную систему деятельности этих сил и высказал гениальную догадку о наличии необходимости, закономерности в развитии социальных процессов, которые действуют независимо от интересов и намерений различных групп или отдельных индивидов Подходил к пониманию истории как сложного взаимодействия объективных и субъективных факторов (вылил природных процессов, геогр. среды, групп, личностей с их потребностями, интересами, психол. особенностями и др.). Признавал роль социальных условий и обстоятельств, их случайный или необходимый совпадение ("фортуна"). Закономерное развитие государства олицетворяется в изменении и последовательности ее форм. Возникновения государства связано с ростом количества населения (что обусловило потребность в управлении), а также с характером самой человеческой природы. Люди эгоистичны, более склонны к злу, чем к добру, которое они делают только по мере необходимости. Поэтому нужны законы для поддержания порядка и стимулирование людей к добрым делам. Законы создают люди, правители, и от их мудрости существенно зависит сусп. порядок между людьми.

Первые формы правления возникали случайно, когда люди стали выбирать вожаков из самых сильных и храбрых, а позже - из мудрых и справедливых. С появлением понятия справедливого возникают первые законы. Со временем избранники народа - монархи - перероджувались на тиранов. Народ восставал и сбрасывал их; на смену тирании приходят другие формы правления - аристократия, олигархия, демократия, но все они перерождаются и распадаются, и общество снова возвращается к восстановлению монархии. Эта идея истор. круговорота форм гос. правления и возвращение к началу - монархии стала существенным аргументом в разработке идеологии централизованного государства и путей и средств ее реализации в трактате М "Князь" (другие переводы названия - "Монарх", "Правитель").

М. обосновывал светские основы государства, противопоставляя их геол концепциям, и один из первых в истории науки.

Средневековья рассматривал государства не в морально - реліг., а в нормативно-юридическом аспекте.

М. писал, что политика требует знания прошлого опыта, учета конкретных обстоятельств, выбора соответствующих средств ее реализации, не может осуществляться стереотипно, ибо политик терпит поражение в новых условиях, действуя старыми методами.

М. использовал сравнительно-истор. анализ, сопоставляя истор. события в Греции, Риме, Иудейском царстве и в современных ему государствах. Сравнивая историю Римской республики с современным ему состоянием раздробленной феодальной Италии, болея за судьбу своей страны, М. в своем известном трактате "Князь" (1532) предлагал, по сути, концепцию ее целенаправленного создания.

М. был сторонником республики, ее образцом считал Римскую республику как синтез элементов демократии, аристократии и монархии. Его симпатии на стороне народа - "ророlо", поскольку интересы народа всегда справедливее том, что он не хочет никогда быть угнетенным. Знать менее справедливая, потому что сама стремится к угнетению. К плебса - "черни" М. относился с недоверием, поскольку она способна на авантюры. Сравнивая идеи "Князя" с трудами М. "Размышления на первую декаду Тита Ливия", "История Флоренции", в его взглядах можно обнаружить определенные противоречия: сторонник республики и защитник авторитарной личности, сторонник нравственности в политике и апологет полет, коварства и др. Однако это не совсем так, поскольку М. как опытный политик и глубокий мыслитель фактически разрабатывал не только теорию, но и практ. средства восстановления централизованной государственнической Италии. И эту цель следует учитывать при оценке творческого наследия М., особенно принимая во внимание тогдашние полет, реалии. Его цель могла осуществиться средствами, соответствующими тогдашним условиям. Постоянные нападения Испании и Франции на Италию, міжфеодальна борьба городов-государств, папские притязания на светскую власть - все это оправдывало, по мнению М., предлагаемые им средства и пути возрождения страны.

В труде "Князь" М. рассматривал роль авторитарного политика - правителя как реального деятеля, способного создать могучую державу. Ради этого монарх должен пользоваться двумя существующими разновидностями борьбы - закон мы, присущими людям, силой атрибутом животного мира. Правитель - князь не должен сходить с пути добра, если это возможно, но не нужно отвергать зло, если это необходимо. Князь должен быть хитрой лисой, чтобы разглядеть змей, и мужественным львом, чтобы расправиться с волками. Политик должен учитывать народную традицию, добиваться дружбы с народом, который может оставить политика без поддержки.

Когда знать пойдет против него, то в этом случае политик может лишиться ее, а с народом он должен жить всегда.

М. часто обвиняли в безнравственности и подлости, а термином "макиавеллизм" обозначают полет, действия, направленные на достижение цели любыми средствами. Но цель может быть разной. М. допускал аморальные средства ради высокой, по его мнению, цели - цели во имя народа, его интересов. А все, что направлено против народа, никогда не может быть оправданным и моральным, и поэтому аморализм требует адекватных ему средств борьбы. Круг замкнулся. Поэтому логику М. следует понимать именно в этом контексте, хотя в современной полет, практике подобные принципы неприемлемы.

Идеи М. относительно понимания истории как процесса практ. жизнедеятельности людей, закономерного характера развития общества имели большое познавательное значение, они стали существенным вкладом в развитие знаний об обществе, полет, сферу его жизни и вилинули на развитие филос., соціол. и полит, наук. В современных теориях влияние творчества М. особенно ощутим В работах В. Парето, Г. Моски, Р. Михельса и др.