ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ТЕОРИЯ - направление общ. теории социального управления, возникший в нач. 20-х гг. в амер. эмпирической социологии. Основоположником Л. в. т. Е считается. Мэйо, который, изучая факторы повышения производительности труда, открыл существование неформальных отношений и неформального лидерства в малых социальных группах (хоторнський эксперимент). "Человеческий фактор" с тех пор стал рассматриваться краеугольным камнем теорий менеджмента. Человек, по этой теории, рассматривается не только как производитель, рабочая сила, что руководствуется материальной заинтересованностью, но и как личность, что в совместном труде возлагается на коллективные интересы, хорошие межличностные отношения, благоприятную морально-психол. атмосферу, удовлетворение своим трудом, имеет заинтересованность в моральных стимулах к ней. Далее эта теория получила развитие в трудах Ф. Ротлісбергера, В. Мура, Т. Уайтхеда, Же. Фридмана. Была распространена в советов. социологии труда, хотя официально критиковалась как доктрина "наук, выдавливание пота". Концептуальными основами Л. в. т. является человеческий фактор в структуре малых неформальных групп, механизмы их функционирования, стимулы совместной деятельности. Отсюда следует анализ взаимоотношений человека и группы, структуры мотивации поведения, ценностных ориентаций отдельных индивидов в процессе совместной трудовой деятельности, латентных факторов эффективной работы трудовых коллективов и т.д.