Федеративные (сложные) государства состоят из самоуправляющихся членов (субъектов) федерации, каждый из которых имеет собственную систему органов государственной власти и систему права (в том числе иногда и свою Конституцию). Такие самоуправляющиеся образования не имеют государственного суверенитета, а следовательно не являются субъектами международного права. Между федеральными органами власти и членами федерации существует разделение властей, прав и обязанностей. Композиция территорий в федеративном государстве, как правило, имеет такой вид, как показано на рис. 8.1 а. Государство состоит из определенного множества самоуправляемых территорий (в разных странах - штаты, земли, провинции, автономные республики и т.д.), каждая из которых имеет свой административно-территориальное деление со строгим подчинением региональному центру. Кроме того, в прямом подчинении федеральной власти могут быть: а) столичные районы или федеральные округа, например округ Колумбия (Вашингтон) в США, Канберра в Австралии, Бразилиа в Бразилии, Буэнос-Айрес в Аргентине и т.п.; б) территории пионерного освоения (которые так и называются - "территория"), например в Канаде территории Нунавут, Западные территории, Юкон; в Австралии - Северная территория; в США долгое время территорией прямого подчинения была Аляска (ныне 50-й штат).
Унитарные государства не имеют внутреннего политико - территориального деления. В них - централизованная власть, единая правовая система, однородная территориальная дифференциация. Унитарные государства, как правило, не относятся к крупным по размерам, имеют компактную, хорошо освоенную территорию.
Большинство освоенных единиц административно-территориального деления относительно домірні по территории и количеству населения, их территория порой сознательно "нарезана" так, чтобы по экономическим потенциалом они не были настолько сильными, чтобы образовать противовес столичному региону или другим районоутворювальним центрам государства. В то же время в зависимости от общей численности населения количество административных единиц одного ранга не должен превышать определенного порога, за которым управление теряет эффективность. Так, количество административных единиц 1 ранга не только в средних, но и в крупных странах редко превышает полсотни. Почти во всех странах административно-территориальные единицы группируются в три - четыре уровня иерархии. Например, в Европе в Италии, Великобритании, Польше, Украине, Беларуси - три уровня иерархии, во Франции - четыре (департамент, округ, кантон, коммуна), и французская система в Европе считается классической.
Кроме основных единиц административно-территориального деления, в унитарном государстве в прямом подчинении государства могут быть столичные регионы и города с особым статусом. Например, в Украине это Киев и Севастополь, в Румынии - Бухарест, в Японии - Токио, Киото и Осака, в Китае - Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, Чунцин, в Индонезии - Джакарта и т.д. В унитарном государстве могут быть и отдельные самоуправляющиеся территории. Например, в Украине АР Крым, в Италии - автономные области Валле-д-Аоста, Сардиния, Трентино и Венеция-Джулия, в Грузии - Абхазия, Аджария, Южная Осетия, в Азербайджане - Нахчыванская АР т.д.
Различия в схемах организации управления территорией зависят не только от вида территориального устройства государств. Строение территориального управления принципиально отличается в смешанных системах расселения и в большом городе.