Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 4 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 25

Тема. Представление о сложное предложение. Построение сложного предложения. Обобщение знаний и умений из раздела «Предложения»

 

Цель: расширить представление о предложении, познакомить со сложными предложениями, показать их отличие от предложений с однородными членами, рассказать о знаках препинания в сложных предложениях, учить образовывать сложное предложение; развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основе наблюдений; воспитывать внимательность и настойчивость.

Оборудование: карточки «Простые предложения», «Предложения с однородными членами», «Сложное предложение».

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

 

II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения

Учитель вывешивает на доске карточки «Простое предложение», «Предложение с однородными членами», «Сложное предложение».

- О какие предложения вы можете рассказать?

- А с какими из них вы не знакомы?

- А хотели бы познакомиться?

 

III. Объявление темы и цели урока

- Сегодня мы познакомимся со сложным предложением. Какие вопросы возникают у вас?

(Учитель записывает на доске.)

Например:

1. Какое предложение называется сложным?

2. Чем оно отличается от простого предложения и предложения с однородными членами?

3. Есть ли в нем знаки препинания?

 

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Самостоятельная работа с упражнением 91

I вариант - 1 предложение; II вариант - 2 предложение; III вариант - 3 предложение.

Определить грамматическую основу и составить схему предложения.

2. Поисковая работа

Результаты работы с упражнением 91 обсудить в группах и представить на доске в виде схемы предложения.

I вариант

 

 

II вариант

 

image17

 

III вариант

 

image18

 

- Возьмите с доски карточку, на которой, на ваш взгляд, записанный вид вашего предложения.

- Какую карточку получили ученики третьего варианта?

- Чем это предложение отличается от предыдущих?

- Попробуйте сделать вывод. Какое предложение называется сложным? (Учитель помогает и уточняет.)

- Сравните свой вывод с правилом на с. 45.

- Что вы можете сказать о знаках препинания в сложном предложении?

 

V. Закрепление и систематизация знаний

1. Коллективное выполнение упражнения 93

2. Работа в парах (упражнение 94)

3. Объяснительный диктант

Записав предложения, объясните знаки препинания.

Осенью у ежей мало еды. Попрятались в землю черви, скрылись ящерицы. Трудно найти гадюк и лягушек.

Целый день работает ежик. Днем и ночью тянет в нору сухие листья, мох. Наступит зима, и ежик сладко уснет в гнездышке.

 

VI. Итог урока

1. Записать на листах, чему сегодня научились, и сдать счетной комиссии.

2. Инструктаж по выполнению домашнего задания

3. Объявление результатов работы счетной комиссии

 

VII. Домашнее задание

С. 45, правило; упражнение 95; подготовиться к контрольной работе.