Урок 25
Тема. Представление о сложное предложение. Построение сложного предложения. Обобщение знаний и умений из раздела «Предложения»
Цель: расширить представление о предложении, познакомить со сложными предложениями, показать их отличие от предложений с однородными членами, рассказать о знаках препинания в сложных предложениях, учить образовывать сложное предложение; развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основе наблюдений; воспитывать внимательность и настойчивость.
Оборудование: карточки «Простые предложения», «Предложения с однородными членами», «Сложное предложение».
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
Учитель вывешивает на доске карточки «Простое предложение», «Предложение с однородными членами», «Сложное предложение».
- О какие предложения вы можете рассказать?
- А с какими из них вы не знакомы?
- А хотели бы познакомиться?
III. Объявление темы и цели урока
- Сегодня мы познакомимся со сложным предложением. Какие вопросы возникают у вас?
(Учитель записывает на доске.)
Например:
1. Какое предложение называется сложным?
2. Чем оно отличается от простого предложения и предложения с однородными членами?
3. Есть ли в нем знаки препинания?
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Самостоятельная работа с упражнением 91
I вариант - 1 предложение; II вариант - 2 предложение; III вариант - 3 предложение.
Определить грамматическую основу и составить схему предложения.
2. Поисковая работа
Результаты работы с упражнением 91 обсудить в группах и представить на доске в виде схемы предложения.
I вариант
II вариант
III вариант
- Возьмите с доски карточку, на которой, на ваш взгляд, записанный вид вашего предложения.
- Какую карточку получили ученики третьего варианта?
- Чем это предложение отличается от предыдущих?
- Попробуйте сделать вывод. Какое предложение называется сложным? (Учитель помогает и уточняет.)
- Сравните свой вывод с правилом на с. 45.
- Что вы можете сказать о знаках препинания в сложном предложении?
V. Закрепление и систематизация знаний
1. Коллективное выполнение упражнения 93
2. Работа в парах (упражнение 94)
3. Объяснительный диктант
Записав предложения, объясните знаки препинания.
Осенью у ежей мало еды. Попрятались в землю черви, скрылись ящерицы. Трудно найти гадюк и лягушек.
Целый день работает ежик. Днем и ночью тянет в нору сухие листья, мох. Наступит зима, и ежик сладко уснет в гнездышке.
VI. Итог урока
1. Записать на листах, чему сегодня научились, и сдать счетной комиссии.
2. Инструктаж по выполнению домашнего задания
3. Объявление результатов работы счетной комиссии
VII. Домашнее задание
С. 45, правило; упражнение 95; подготовиться к контрольной работе.