Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 25

Тема. Контрольная работа. «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография». Чтение молча текста художественного стиля

 

Цель: осуществить контроль знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме; воспитывать любовь к природе.

Ожидаемые результаты: учащиеся знают звуковое значение слов; правильно пишут и произносят звуки в сильных и слабых позициях, а также отдельные сочетания согласных и гласных; правильно употребляют разделительные ь и ъ; знают о двойной роли ь; знают изученные орфограммы.

Оборудование: тестовые задания, текст диктанта, текст для контрольного чтения молча.

Тип урока: контроль и коррекция знаний.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Ознакомление с критериями оценивания диктанта, тестовых заданий, чтения молча. Проведение инструктажа по выполнению тестовых заданий и чтению молча.

 

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Учитель на своё усмотрение проводит диктант с грамматическим заданием или тестирование.

Диктант с грамматическим заданием*.

I вариант

ОСЕННЯЯ КАРТИНКА

Сколько цветных корабликов на пруду! Жёлтые, красные, золотые кораблики прилетели сюда по воздуху. Они плавно падают на воды и плывут.

Большой запас таких корабликов на деревьях, которые разноцветной стеной окружают пруд. Раньше других спешат в своё последнее путешествие кленовые листья. Какие они нарядные!

Небо чистое. Вот показались ласточки, покружились и улетели в далёкие края, где нет зимних вьюг и метелей. Ярко светит солнце. Шелестит ветерок листьями, подгоняет цветные кораблики на пруду.

(78 сл.)                              (По Д. Кайгородову)

Грамматическое задание

1. Запишите звуковое значение слов.

Цветных, солнце, чистое, стеной, пруд, вьюга.

2. В данных словах одной чертой подчеркните буквы, обозначающие звонкие согласные, а двумя — глухие.

Кораблики, воздух, большой, ласточки, запас, нарядный.

3. Подчеркните орфограммы в словах, подберите проверочные слова.

Жёлтые, большой, пруд, солнце, стеной, кленовые.

 

II вариант

ОСЕНЬ

Осенью весь дом засыпан листьями. В двух маленьких комнатках становится светло.

В доме я ночую редко. Большинство ночей я провожу на озёрах. Когда остаюсь дома, то ночую в старой беседке в глубине сада. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьёт в неё сквозь листву.

Воробьи с удивлением заглядывают в беседку. Их занимают часы. Они тикают на круглом столе. Воробьи подбираются к ним, слушают тиканье, а потом сильно клюют часы в циферблат.

(73 сл.)                             (По К. Паустовскому)

Грамматическое задание

1. Запишите звуковое значение слов.

Осенью, солнце, часы, бьёт, беседка, клюют.

2. В данных словах одной чертой подчеркните буквы, обозначающие звонкие согласные, а двумя — глухие.

Засыпан, светло, заросла, сильно, стол, циферблат.

3. Подчеркните орфограммы в словах, подберите проверочные слова.

Беседка, листва, провожу, солнце, удивление, редко.

 

Выполнение учащимися тестовых заданий.

(Каждое правильно выполненное задание оценивается в 2 балла.)

1. Укажите группу слов, где все согласные мягкие:

√А ливень, день, белить;

Б любовь, белочка, ходить;

В синий, мягкий, ловить.

Запишите два примера слов, где все согласные твердые.

2. Укажите группу слов, где все согласные звонкие:

А гром, ёж, стол;

Б знак, знаю, зерно;

√В бегу, розовый, ловлю.

Запишите два примера слов, где все согласные глухие.

3. Укажите строку, во всех словах которой есть проверяемые согласные:

А вокзал, футбол, снег;

Б рюкзак, дождь, резкий;

√В сапог, берёзка, низкий.

Запишите к указанным словам проверочные.

4. Укажите строку, во всех словах которой есть непроизносимые согласные:

√А известный, доблестный, прелестный;

Б чудесный, устный, ненастный;

В вкусный, властный, окрестный.

Запишите к указанным словам проверочные.

5. Укажите строку, все слова которой пишутся с разделительным ь:

А брат..я, под..езд, под..ём;

√Б солов..и, обез..яна, ш..ют;

В б..ёт, об..ём, бел..ё.

Запишите два примера слов с разделительным ъ.

6. Укажите строку, во всех словах которой после ц пишется и:

А ц..плята, ц..нк, ц..рк;

√Б ц..ркуль, акац..я, ц..нга;

В молодц.., сестриц..н, ц..фра.

Запишите три примера слов с буквой ё после шипящего согласного.

 

Проведение контрольного чтения молча.

I вариант

ЖЕЛТУХИН

Желтухин сидел на кустике травы, на припёке, в углу, между крыльцом и стеной дома, и с ужасом глядел на подходившего Никиту.

Голова у Желтухина была закинута на спину, клюв с жёлтой во всю длину полосой лежал на толстом зобу. Весь Желтухин нахохлился, подобрал под живот ноги. Никита нагнулся к нему, он разинул рот, чтобы напугать мальчика. Никита положил его между ладонями. Это был ещё серенький скворец,— попытался, должно быть, вылететь из гнезда, но не сдержал неумелые крылья, и он упал и забился в угол, на прижатые к земле листья одуванчика.

У Желтухина отчаянно билось сердце: «Ахнуть не успеешь,— думал он,— сейчас слопают». Он сам знал хорошо, как нужно лопать червяков, мух и гусениц.

Мальчик поднёс его ко рту. Желтухин закрыл плёнкой чёрные глаза, сердце запрыгало под перьями. Но Никита только подышал ему на голову и понёс в дом: значит, был сыт и решил съесть Желтухина немного погодя.

Александра Леонтьевна, увидев скворца, взяла его так же, как и Никита, в ладони и подышала на головку.

— Совсем ещё маленький, бедняжка,— сказала она,— какой желторотый, Желтухин.

Скворца посадили на подоконник раскрытого в сад и затянутого марлей окна. Со стороны комнаты окно также до половины занавесили марлей. Желтухин сейчас же забился в угол, стараясь показать, что дёшево не продаст жизнь.

Снаружи, за белым дымком марли, шелестели листья, дрались на кусту презренные воробьи — воры, обидчики. С другой стороны, тоже из-за марли, глядел Никита, глаза у него были большие, двигающиеся, непонятные, очаровывающие. «Пропал, пропал»,— думал Желтухин.

Но Никита так и не съел его до вечера, только напустил за марлю мух и червяков. «Откармливают,— думал Желтухин и косился на красного безглазого червяка,— он, как змей, извивался перед самым носом.— Не стану его есть, червяк не настоящий, обман».

Солнце опустилось за листья. Серый, сонный свет затягивал глаза,— все крепче вцеплялся Желтухин коготками в подоконник. Вот глаза ничего уже не видят. Замолкают птицы в саду. Сонно, сладко пахнет сыростью и травой. Все глубже уходит голова в перья. Нахохлившись сердито — на всякий случай,— Желтухин качнулся немного вперед, потом на хвост и заснул.

Разбудили его воробьи — безобразничали, дрались на сиреневой ветке. В сереньком свете висели мокрые листья. Сладко, весело, с пощелкиванием засвистал вдалеке скворец. «Сил нет — есть хочется, даже тошнит»,— подумал Желтухин и увидал червяка, до половины залезшего в щелку подоконника, подскочил к нему, клюнул за хвост, вытащил, проглотил: «Ничего себе, червяк был вкусный».

(384 сл.)                                     (А. Н. Толстой)

Вопросы к тексту «Желтухин».

1. Куда выпал из гнезда Желтухин?

А На голую землю;

√Б на листья одуванчика;

В на подоконник.

2. Почему Желтухин испугался?

А Потому что выпал из гнезда;

√Б побоялся, что его съедят;

В потому что не умел летать.

3. Почему Желтухин презирал воробьёв?

√А Они были воры, обидчики;

Б постоянно дрались;

В забирали у Желтухина еду.

4. Как Желтухин хотел напугать Никиту?

А Нахохлился;

Б стал бить крыльями;

√В разинул рот.

5. Почему Никита, по мнению Желтухина, так и не съел его до вечера?

А Был сыт;

Б решил съесть немного погодя;

√В решил откормить птицу.

6. Определите тип речи данного текста:

А описание;

√Б повествование;

В рассуждение.

 

II вариант

ДРЕМУЧИЙ МЕДВЕДЬ

Все звери и птицы знали, что живёт за рекой в большом лесу, старый медведь и прозвище у того медведя «Дремучий». Его шкура и впрямь была похожа на дремучий лес: вся в жёлтых сосновых иглах, в давленой бруснике и смоле. И хоть это старый был медведь и кое-где даже седой, но глаза у него горели, как светляки,— зелёные, будто у молодого.

Звери часто видели, как медведь осторожно пробирался к реке, высовывал из травы морду и принюхивался к телятам, что паслись на другом берегу. Он пробовал лапой воду и ворчал. Вода была холодная. Но от телят вкусно пахло парным молоком, и были они совсем рядом — только и дела, что переплыть каких-нибудь сто шагов.

Думал медведь, думал, нюхая холодную воду, скрёб в затылке и,        наконец, решился — прыгнул в воду, ахнул и поплыл.

Подплыл медведь к берегу, полез на крутояр к телятам, облизывается. Но тут ежевика вцепилась колючими своими плетями в медвежьи лапы, и сколько медведь ни рвался, она его не пускала.

Старая ива наклонила самую могучую ветку и начала изо всех сил хлестать ею медведя по худым бокам. Хлещет и хлещет.

В это время дятел слетел с дерева, сел на медвежью голову — и как долбанёт медведя по темени! У медведя позеленело в глазах и жар прошёл от носа до самого кончика хвоста. Взвыл медведь, испугался насмерть. Что такое? А это шмели залезли к нему в ноздри и сидят там, щекочут. Чихнул медведь, шмели вылетели, но тут налетели пчёлы и начали язвить медведя в нос. А птицы тучей вьются кругом и выщипывают у него шкуру волосок за волоском. Медведь закричал истошным голосом и полез обратно в реку.

Доплыл до середины реки, радуется, а бобры только этого и ждут. Как только началась заваруха с медведем, они кинулись к высокой ольхе и тут же начали её грызть.

Подгрызли, стали на задние лапы и ждут. Как только подплыл медведь, бобры дружно нажали на ольху, и она обрушилась в реку и серединой ствола угодила медведю в спину, а ветками прижала его ко дну. Рванулся медведь, ободрал бока, замутил всю реку, но всё-таки вывернулся и выплыл. Стонал-стонал медведь, отдышался, вытер лапами пот и пополз на брюхе в своё логово. Залёг с горя спать на осень и зиму. И зарёкся на всю жизнь не выходить больше из дремучего леса.

(371 сл.)                           (По К. Паустовскому)

Вопросы к тексту «Дремучий медведь»

1. Почему у медведя было прозвище Дремучий?

А Он жил в дремучем лесу;

Б он был старый;

√В его шкура была похожа на дремучий лес.

2. Почему медведь долго не решался переплыть на другой берег, к телятам?

А Боялся зверей;

√Б вода была холодная;

В медведь плохо плавал.

3. Почему медведь решил вернуться и полез обратно в реку?

А Испугался пастуха;

√Б против него объединились птицы и растения;

В бобры обрушили в воду ольху.

4. Почему у медведя позеленело в глазах?

√А Дятел клюнул его в темя;

Б шмели залезли в ноздри;

В птицы выщипывали волосок за волоском.

5. Какая пословица раскрывает основную мысль текста?

А Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

√Б Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

В Любишь кататься, люби и саночки возить.

6. Определите тип речи данного текста.

√А Повествование;

Б описание;

В рассуждение.

 

III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Рассказать в письменном виде о своей любимой сказке, чем она вам нравится.

 

IV. ИТОГ УРОКА

Учитель собирает контрольные тетради и отвечает на вопросы учащихся.

______________________________________________________________

* Здесь и далее учитель также может воспользоваться пособием: Белецкая Т. Н. Новый сборник диктантов по русскому языку. 5-11 классы. — Харьков: Веста.