МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
УРОК 25 Как различать деревья, кусты и травянистые растения?
Тема. Как различать деревья, кусты и травянистые растения?
Цель: ознакомить учащихся с разнообразным миром растений; учить сравнивать деревья, кустарники, травянистые растения; развивать речь, мышление; воспитывать любознательность, интерес к изучению родной природы.
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
- Отгадайте загадки.
3 золотому решете черных домиков полно. (Подсолнух)
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
Не разбив горшочка, не съешь кашки. (Орех)
Полная бочка ржи, пятачком накрыта. (Мак)
- Что объединяет слова-отгадки? (Это растения.)
- Какое строение имеют растения?
- Сегодня вы узнаете, на какие группы растения разделяются по строению.
III. Восприятие и осознание нового материала
И. Работа по учебнику (с. 60)
- Рассмотрите рисунки и фото.
- Вспомните: из каких частей состоят растения?
- Какое строение имеют изображены растения? Назовите их части.
- Помогите Сойці разобраться, чем похожи изображены растения чем они отличаются?
- Сравните стебля дуба и шиповника. (У дуба один древесный ствол, ветви дерева начинаются на некотором расстоянии от земли образуют крону. У шиповника нет общего ствола, зато у нее есть несколько деревянистых стеблей с ветвями, начинающимися сразу от земли.)
- Липа - это дерево. У деревьев один стебель - ствол. Шиповник - куст. У нее много небольших стволов. Клевер - травянистое растение. У нее мягкие сочные стебли.
- Растения делятся на деревья, кустарники и травы.
- Может ли дерево быть ниже кусты? (Так, может,)
- Приведите примеры.
- Может травянистое растение быть выше дерево? Приведите примеры.
- Банан - это дерево, кустарник или травянистое растение? Прочитайте о нем в справочном бюро на с. 135.
На лошці - схема:
- Прошу вас помнить, что все растения - деревья, кусты, травы, цветы - это живые существа.
2. Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация полученных знаний
1. Продолжение работы по учебнику (с. 47).
Работа в группах
- Рассмотрите фотографии на с. 47.
- Какие растения вы видите?
- Определите, какая из изображенных растений - дерево, какая - куст, травянистое растение?
- Чем они отличаются?
Растение здесь лишняя? Почему?
- Закончите предложение. Добавьте свои примеры.
Тополь, тюльпан, каштан, береза...
Это-________ .
Малина, смородина, подснежника, калина...
Это-________ .
Клен, астра, сон, ландыш...
Это-________ .
- Как отличить дерево от других растений?
- Как отличить куст от других растений?
- Как отличить травянистые растения?
Задачи для друга природы
- Вспомните, какие сказки про растения вы знаете. Расскажите одну из них соседу по парте.
2. Игра «Распределение по группам»
1) мак, тюльпан, василек, сирень, шиповник, смородина, осина, тополь, ель.
2)
- По каким признакам растения были распределены по группам?
V. Итог урока
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие группы растений вы знаете?
- Назовите деревья нашего края.
- Назовите кустарники нашего края.
- Назовите травянистые растения нашего края.
- В чем заключается главное отличие в строении дерева от строения других растений?