Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Все уроки биологии в 11 классе

Тема. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

УРОК 24. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ У РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ

 

Цели урока: рассмотреть основные этапы жизненных циклов растений и животных, показать их связь с особенностями жизнедеятельности каждого конкретного организма; развивать умение сопоставлять и делать выводы; воспитывать неравнодушное отношение к окружающему миру.

Оборудование и материалы: таблицы или слайды презентации со схемами процесса оплодотворения, эмбриогенеза и постэмбрионального развития различных видов растений и животных, схемы жизненных циклов нескольких видов растений и животных.

Базовые понятия и термины: оплодотворение, эмбриогенез, постэмбриональное развитие, этапы развития, гаметофіт, спорофит, половое поколение, неполовое поколения, чередование поколений, сложный жизненный цикл, простой жизненный цикл.

 

ХОД УРОКА

И. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся

Вопросы для беседы

1. Как можно диагностировать пороки развития человека?

2. Какие факторы повышают риск пороков развития человека?

3. Какие факторы внешнего среды влияют на развитие организма?

4. Каким образом факторы внешней среды влияют на развитие организма?

5. Какие периоды онтогенеза выделяют у многоклеточных организмов?

6. Какие процессы происходят в организме во время эмбриогенеза?

7. Какие процессы происходят в организме во время постэмбрионального развития?

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Жизненный цикл - это период между одинаковыми фазами развития двух или большего количества последовательных поколений. В многоклеточных организмов индивидуальное развитие завершается естественной смертью. Непрерывность жизненного цикла организмов обеспечивают гаметы (половые клетки, которые передают наследственную информацию организмам дочернего поколения.

Продолжительность жизненного цикла в различных организмов может быть разной. Например, у бактерий или дрожжей промежуток между двумя делениями клетки часто не превышает 30 минут, тогда как во многих высших растений и позвоночных животных он длится много лет. Так, сосна обыкновенная начинает размножаться только на 30-40-м, рыба белуга - на 12-18-м годах жизни. Длительные жизненные циклы наблюдают и в некоторых беспозвоночных животных. Например, личинки одного из видов южноамериканских цикад развиваются в течение 17 лет.

Продолжительность жизненного цикла зависит от количества поколений, которые последовательно сменяют друг друга в течение одного года, или количества лет, в течение которых развивается одно поколение.

Различают простые и сложные жизненные циклы. За простого жизненного цикла все поколения не отличаются друг от одного. Простые жизненные циклы характерны для гидры, молочно-белой планарии, речного рака, паука-крестовика, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.

Сложные жизненные циклы сопровождаются закономерным чередованием разных поколений или сложными преобразованиями организма во время развития. Так, у некоторых водорослей (бурых, красных) чередуется половое поколение, преимущественно гаплоидные, с нестатевим, преимущественно диплоидным. Среди высших растений только в мохообразных преобладает половое поколение, тем временем как в других (папоротникообразные, хвощеподібні, плауновидные, голосеменные, покрытосеменные) - неполовое.

У животных сложные жизненные циклы тоже не являются редкими. Так, в жизненном цикле многих простейших (фораминиферы, споровики) и кишечнополостных происходит закономерное чередование поколений, которые размножаются половым и нестатевим способами.

Например, неполовое поколения медузы аурелии - полипы - размножается почкованием, образуя новые полипы. С посредством поперечного деления полипы дают начало особям полового поколения - медузам. Мужские и женские особи медузы размножаются половым способом. С оплодотворенной яйцеклетки развивается личинка, некоторое время плавает с помощью ресничек, а затем оседает на дно и превращается в полип.

У других животных (например, у плоских червей - сосальщиков, у некоторых членистоногих - тлей, дафний) в жизненном цикле чередуются поколения, которые размножаются половым способом и партеногенетически.

Чередование поколений, которые размножаются половым способом и партеногенетически, имеет важное биологическое значение для тех организмов, которые обитают в меняющихся условиях окружающей среды и не могут переживать неблагоприятные периоды в активном состоянии. Половое размножение обеспечивает непрерывность существования вида, а партеногенез дает возможность в полной мере использовать благоприятные периоды для быстрого роста численности вида.

Чередование поколений, которые размножаются различными способами (половым и нестатевим, половым и партеногенетически), увеличивает изменчивость, которая обеспечивает способность вида обитать в различных условиях окружающей среды и быстро реагировать на их изменения.

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Дать ответы на вопросы:

1. Какие особенности присущи жизненным циклам растений?

2. Чем отличается от гаметофіт спорофита?

3. Какие особенности присущи жизненным циклам животных?

4. Какие преимущества и недостатки имеют сложные жизненные циклы?

5. Какие преимущества и недостатки имеют простые жизненные циклы?

V. Домашнее задание