Тема. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ОРГАНИЗМОВ
УРОК 23. ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ПОРОКОВ РАЗВИТИЯ
ЧЕЛОВЕКА И ИХ КОРРЕКТИРОВКИ
Цели урока: ознакомить учащихся с
современными технологиями диагностирования и корректировки пороков развития человека, с
мерами профилактики этих нарушений и факторами, которые повышают риск их
развития; развивать аналитическое и позитивное мышление; воспитывать умение
сочувствовать и желание помогать тем, кто нуждается в помощи.
Оборудование и материалы: фотографии,
рисунки или слайды презентации с изображением примеров пороков развития человека.
Базовые понятия и термины: генотип,
фенотип, факторы среды, развитие организма, мутагенные факторы, тератогенными
факторы, нарушения развития, пороки развития.
ХОД УРОКА
I. Организационный
этап
II. Актуализация
опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся
Вопросы для беседы
1. Каким образом генотип влияет на
развитие организма?
2. Какие признаки организма человека
определяются в основном генотипом?
3. Какие факторы внешнего
среды влияют на развитие организма?
4. Каким образом факторы внешней
среды влияют на развитие организма?
5. Каким образом можно уменьшить риск
негативного влияния генотипа и факторов внешней среды на развитие
организма?
III. Изучение нового материала
Рассказ учителя с элементами
беседы
Пороки развития
Пороки развития - это прирожденные
отклонения за пределы нормальных вариантов в анатомическом строении (форме, размерах,
числе) тканей и органов человека, которые в основном сопровождаются нарушениями
их функций или даже угрожают жизнеспособности организма.
Изучение происхождения и патологии пороков
составляет отдельную дисциплину медицинской науки - тератологію (с греч. teratos - чудовище, logos - понятие, учение).
Пороки развития - распространенный вид
патологии, удельный вес которого в общей популяции колеблется в разных
странах, по данным ВОЗ, от 2,7 до 16,3 % и имеет тенденцию к росту в
последние десятилетия.
Классификация пороков развития
Существует огромное количество пороков, как
видимых, так и невидимых, морфологического и биохимического характера.
По локализации в организме недостатки
могут быть разделены на следующие виды:
• внешние;
• внутренние;
• комбинированные, или смешанные.
Недостатки также часто классифицируются
согласно анатомофізіологічного разделения организма на системы, участка и
органы тела (пороки ЦНС, пороки органов пищеварительного канала, пороки мочевыделительной системы,
недостатки лица, пороки кожи и т.д).
В основе происхождения пороков лежат
разнообразные нарушения процессов развития тканей и органов.
Некоторые нарушения процессов развития
тканей и органов, которые приводят к порокам развития у человека
Нарушение
|
Порок развития
|
Агенезия и аплазия
|
Полное отсутствие органа
|
Гипоплазия
|
Недостаточное развитие массы органа,
отдельных его частей или всего тела
|
Гипертрофия
|
Чрезмерное развитие органа по
счет увеличения его объема или количества клеточной массы
|
Гетеротопія
|
Наличие комплекса клеток, частей
тканей или органа в других тканях или органах
|
Эктопия и дистопія
|
Ненормальная локализация органа
|
Стеноз
|
Сужение диаметра канала или
полости легочной артерии, пищевода, кишки и др.
|
Атрезия
|
Заращения отверстий или каналов
органов
|
Персистентность
|
Сохранение после рождения
протоков, которые обычно функционируют лишь в эмбриональный период (открытая
артериальный проток между аортой и легочной артерией)
|
Атавизм
|
Появление у человека тканевых структур
в местах, где они есть у животных
|
Для диагностирования пороков развития
используют практически все методы, известные современной медицине. Это и классическое
визуальное обследование, и рентген и ультразвуковая диагностика, и
ядерно-магнитный резонанс. Используют также биохимические и молекулярно-генетические
методи. их можно применять и на стадии эмбрионального развития.
Причины возникновения
пороков развития
Все многочисленные факторы пороков развития
можно разделить на две группы - эндогенные и экзогенные. К группе эндогенных
факторам относятся мутации наследственных структур. Группу экзогенных факторов
составляют физические, химические и биологические.
Экзогенные факторы пороков развития
человека
Тип факторов
|
Факторы пороков развития
|
Физические
|
Рентгеновское и радиоактивное
облучение, гипоксия плода, механические воздействия на плод
|
Химические
|
Этиловый спирт, антиметаболиты,
цитостатики, инсектициды, оксиданты, соединения Мышьяка, Хрома, наркотики,
транквилизаторы, гормональные препараты
|
Биологические
|
Грипп, корь, коревая краснуха,
токсоплазмоз, эпидемический паротит, гепатит, ревмокардит
|
Кроме того, до пороков развития могут
привести неіфекційні заболевания матери, сопровождающиеся развитием у нее
гипоксемии, вызывая гипоксию плода. Парциальные формы голодания, в частности
дефицит аминокислот и белков, витаминов, также могут быть причиной развития
пороков, особенно нервной системы.
Следует отметить, что хотя недостатки
развития могут возникать в течение всего внутриутробного периода, чаще всего
они образуются в так называемые критические периоды, когда зародыш очень чувствителен к
вредных агентов среды. Прежде всего, это первые шесть недель эмбриогенеза
(пороки концу второй недели этого периода несовместимые с жизнью; пороки, возникающие
на третьем-шестом неделях, преимущественно совместимые с жизнью).
IV. Обобщение,
систематизация и контроль знаний и умений учащихся
Дать ответы на вопросы:
1. Как можно диагностировать пороки
развития человека?
2. Какие факторы повышают риск пороков
развития человека?
3. Какие пороки развития человека вам
известны?
4. Какие меры профилактики могут
снизить риск появления пороков развития человека?
5. Какие технологии используют для
корректировка недостатков развития человека?
6. Почему коррекция пороков развития человека
является важной для общества?
V. Домашнее
задача