СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Прямая и косвенная речь. Диалог
Знаки препинания при прямой речи
1. Прямая
речь после слов автора:
А: «П». Старый Франчукраптом схватил пустое
ведро, отключил его от колодезного цепи и словно даже торжественно сказал: «Ты вот
минуту всегда, сынок. Я от журавля принесу. Там вода мягкая и рутой
пахнет» (И. Григурко).
А: «П!» Сам лежит в луже, а кричит: «Не
брызгай!» (Народное творчество).
А: «П?» Спрашивается Травяной Мальчик: «
нравится тебе на волшебном чердаке?» (Б. Крауш).
А: «П...» Счастливая мать смотрела на своих
здоровяков и покачивала головой: «Детишки галушек захотели... Маленькие мои...» (Г.
Стельмах).
2. Прямая
речь перед словами автора:
«П»,- а. «Весна... Еще одна весна»,- сказала
мечтательно и немного грустно Светлана Кузьминична (Ю. Мушкетик).
«П?»-
а. «Кто?»- доносится из-за двери глухо, сонно (В. Дрозд).
«П!»- а. «День добрый!» - вежливо приветствовали
учителя дети по дороге в школу (Д. Бедзик).
«П...»-
а. «Беда...»- стоном отзывается тьма (Г. Стельмах).
3. Прямая
речь разорвана словами автора:
а) на
месте разрыва не было знака или стоял один из знаков: [,], [;], [-], [:];
«П,-а,-п». «Ну-ка, ребята,- говорит
Семирозум, доставая цевье и сіпаючи нитяными вожжами,- двинемся» (В. Дрозд);
б) на
месте разрыва стояла точка;
«П,- а.- П». «Ты собирайся, не спеши,- добавил Арсен.-
Мы тут на травке подождем» (И. Григурко);
в) на
месте разрыва стоял [!], [?] или [...].
«П! - а.- П». «Как удивительно подобраны цвета! -
сказал Александр Кондратьевич, осторожно отбирая в Холода букет.- Чудесная
гармония» (Ю. Мушкетик).
«П?-а.-П». «И все погибли? - спросил Григорий
тоскливо.- Никто не вырвался?» (В. Шевчук).
«П...-а.-П». «Прощай...- проговорил \Сковорода]
грустно.- Возможно, мы уже не увидимся» (В. Шевчук).
4. В
словах автора два глагола со значением высказывания.
«П,-а: -П». «Вы молодой, а думаете
по-старинному, будто действительно сытое брюхо на ученье не торопится,- улыбнулась
приветливо Галина и легко коснулась плеча юноши: - Пойдем!» (Б.
Антоненко-Давидович).
5.
Прямая речь внутри авторских слов:
А: «П». а. Говорил господин: «Кожух дам», и слово его
теплое (Народное творчество).
А:
«П» - а. Я крикнул: «Согласие»- и отвел полки (Л. Костенко).
А:
«П!» - а. Да и смотрю украдкой, не
А:
«П?» - а. узнаю его где, когда слышу: «Ой мне
А:
«П...» - а. горе!»- ужаснулась Катя рядом меня. Оглянулась я:
«Что тебе?» - спрашиваю (Марко Вовчок).
Обратите
внимание!
Если
прямая речь, выраженная повествовательным предложением, разрывает слова автора, перед ней
ставится двоеточие, а после нее тире или запятая. Тире ставится, когда на месте
разрыва не должно быть никакого знака, а запятая - если она была в словах автора.
Проверить это можно, исключив прямую речь. Сравните: Она сказала: «Я еще
вернусь»- и вышла из комнаты (Она сказала и вышла из комнаты) и Сказав: «Я
еще вернусь», она вышла из комнаты, Сказав, она вышла из комнаты).
В
такой позиции после прямой речи могут ставиться запятая и тире, если прямая речь
заканчивается обращением, обособленным членом предложения подчинительной частью
т.д. Близнецы посмотрели на отца. Он кивнул им головой: «Идите, ребята,
когда господин зовет»,- и пристально-пристально посмотрел на Леву... (М. Стельмах).