ЛЕ ПЛЕ (LE PLAY) Фредерик Пьер Гийом (1806 - 1882) - франц. социолог, экономист, этнограф, полит, деятель, проф. Политехнической школы. Как специалист - консультант по горному делу и металлургии побывал в большинстве европейских стран. Под влиянием рев. событий во Франции заинтересовался причинами социальных конфликтов и факторами социальной стабильности. Вслед за О. Контом рассматривал семью как первооснову сусп. жизни, которая обеспечивает и определяет благосостояние ее членов, сохраняет моральные и религ. традиции, гарантирует соответствующее воспитание и уровень духовной жизни, а следовательно, являются фактором социальной стабильности общества в целом.
Л. П. исследовал жизни семей в разных европейских странах. Каждая семья відбиралась как типичная для данного региона. На основе всестороннего изучения более 300 семей Л. П. выделил три типа семьи: патриархальную, неустойчивую и коренную. Патриархальная семья основывается на зависимости всех ее членов от главы рода, здесь все родственники живут совместно, а имущественная собственность и ее распределение зависят от главы клана (кочевые и пастушеские племена, Россия, славяне средней Европы). Неустойчивое (нестабильное) семья - когда взрослые дети покидают семью, самостоятельно зарабатывают на жизнь, а после смерти родителей поровну распределяют имущество между собой (Франция и др. зап. европейские страны). Коренная семья характеризуется тем, что здесь имущество наследует один из женатых сыновей и продолжает дело отца, остальные дети получают лишь определенную долю имущества для устройства жизни. Здесь есть опекунский центр для помощи другим членам семьи, если они попадают в затруднительное положение (Англия, Германия, скандинавские страны, США). В отличие от неустойчивой семьи, которая характеризует кризисное состояние общества, коренная является более рациональной, однако предпочтение Л. П. отдает патриархальной семьи, поскольку именно такая структура отношений обеспечивает стабильность и порядок в государстве и обществе. Модель патриархального типа семьи стала своеобразным образцом для Л.П. в разработке планов социального переустройства общества.
Л. П. обосновывает необходимость сохранения традиционного типа семьи, принятие экон. и юридических актов, запрещающих распределение имущества, пропагандирует необходимость духовного перевоспитания в духе христианского социализма. Он считает социальное неравенство естественным, поэтому одни люди должны работать, другие - управлять. Гос. власть неэффективна и порождает конфликты. Поэтому целесообразно, чтобы власть розосереджувалась регионально (коммунальное управление, система патронажной опеки предпринимателей над рабочими и др.), опиралась на патриархальные принципы управления, т.е. сосредоточивалась в руках старших людей, которые имеют богатый практ. жизненный опыт: в семье - у старшин рода, в обществе - у крупных землевладельцев и хозяев предприятий.
Социальные антагонизмы в европейских странах Л.П. объяснял потерей патриархального типа семьи и ЕЕ воспитательной роли в обществе, поскольку именно здесь формируются его главные интегрирующие и дестабилизирующие факторы. Последние являются следствием эволюции семьи как главного элемента социальной системы - от патриархальной к неустойчивой.
Исследования Л. П. отличаются четкой системой их организации и проведения, достоверности эмпирических данных, что обеспечивалось использованием разнообразных взаємоконтролюючих и дополняющих методов и техник сбора и анализа фактол. материала. В истории социологии Л. П. первый использовал метод включенного наблюдения при исследовании жизни семей, является автором моногр. метода исследования, инициировал выделение социальных показателей - индикаторов - в соціол. исследовании, когда на основе определенных характеристик объекта можно обнаружить другие - латентные, скрытые для исследователя качества.