Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Справочник украинского языка

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Прямая и косвенная речь. Диалог

Прямая и косвенная речь как способы передачи чужой речи

Для передачи чужой речи в тексте употребляются предложения с прямой или косвенной языке, а также простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи, или со вставными словами или предложениями, указывающими на источник сообщения. «Я хочу играть на скрипке»,- неожиданно сказал Ясь (О. Иваненко). Ясь неожиданно сказал, что он хочет играть на скрипке. Ясь неожиданно сказал о свое желание играть на скрипке. Как неожиданно сказал Ясь, он хочет играть на скрипке.

Прямой языке называется чужое вещание, передано без изменений, с сохранением лексических, грамматических и интонационных особенностей.

Предложение с прямой речью состоит из двух частей: слов автора и прямой речи, которые соединяются без помощи союзов. Слова автора могут стоять перед прямой языке, в середине ее или после нее, а также включать прямую речь.

Хрен говорит: «Я хорош с мясом!», а мясо говорит: «Я и без хрена хорошо!» (Народное творчество). «Во двор, во двор заїздіть»,- растворяя ворота, говорит Аграфена (Панас Мирный). «Видишь эту скалу? - говорит Гриша.- На ней живет Мать Ветровая» (Б. Крауш). «Ну что, согласен?» - спрашивает царь. «Согласен!»- отвечает Григорий (Б. Крауш). Пошла женщина в поле жать и взяла с собой сынишку, посадила его под копну, обложила снопами, дала нехитрые игрушки и сказала: «Играй, мой Іваси ку, бався, мое солнышко, не плачь, моя квіточко», поцеловала и пошла Б. Крауш).

Как слова автора употребляются:

1) глаголы со значением речи, мысли: говорить, говорить, спрашивать, отвечать, думать, отрицать, кричать, обращаться, кричать, шептать и др.;

2) глаголы, осложненные указанием на цель высказывания: упрекать, подтвердить, согласиться, посоветовать, піддакнути и др.;

3) глаголы, что означают действия и эмоции, которые сопровождают высказывания: улыбнуться, огорчиться, удивиться, вздохнуть, обидеться, возмутиться и др.

Синонимично богатство, разнообразие авторских слов является признаком писательского мастерства. Приведем примеры предложений с прямой речью из повести В. Дрозда «Семирозум».

«Горит, горит!»- кричат мальчишки.

«Летит, ребята»,- кричит Семирозум...

«Дед,- говорю - а что вы про сады Семирозума упоминали?» «Разве не слышал? - удивляется Кирик.- То же Матвей Семирозум все о те сады еще при моей молодости байки рассказывал».

«Загорівсь..»- жадно видихує Ваня.

«Загорівсь.. Полотно загорелось»,- уныло соглашаются мальчишки.

«Надо смотать,- лениво думает Семирозум,- надо смотать...»

«Дядя Матвей, надо склеить еще большего змея с держалном для меня»,- захлебывается словам Иванко.

«Мама, есть...»- доносится из печи.

- Добрый вечер, бабушку... - шепчет в темноту дома женщина и крестится.

- Кто еще не забыл старой Влить? - катится из печи хрипло.

- Я тебя всьогісінького утром вымою,- обещает Любка.- И вытру чистым полотенцем...

Предложение с косвенной речью по форме представляют собой сложноподчиненные предложения, главная часть которых содержит слова автора, а подрядная - чужой язык.

Оксана подбежала и прежде всего рассказала, что видела арестованных... (А. Головко). Брянский внимательно выслушивает рапорт, спрашивает, не забыли временем лопат на месте работы (О. Гончар).

Косвенная речь отличается от прямой тем, что она передает основное содержание чужого речи, не сохраняя грамматических и интонационных особенностей высказывания.

Косвенная речь всегда стоит после слов автора и присоединяется к ним союзами что, будто, чтобы, частицей ли в роли союза, а также связующими словами кто, что, какой, чей, когда, где и др.

Хрен говорит, что он хорош с мясом, а мясо говорит, будто оно и без хрена хорошо. Растворяя ворота, Аграфена говорит, чтобы во двор заезжали. Возьми спрашивает, видит мальчик скалу, на которой живет Мать Ветрова. Царь спрашивает, согласен Гриша. Гриша отвечает, что согласен. Пошла женщина в поле жать и взяла с собой сынишку Ивасика, посадила его под копну, обложила снопами, дала нехитрые игрушки и сказала, чтобы он играл, играл и не плакал, поцеловала и ушла.

 

Обратите внимание!

Кроме прямой и косвенной речи, существует несобственное прямая речь, которая сочетает свойства обоих этих средств передачи чужой речи. Подобно прямой речи несобственное прямая речь сохраняет особенности лексики и синтаксиса чужого языка, манеру высказывания, а иногда и интонацию речи персонажа. Подобно косвенной языка несобственное прямая речь ведется якобы от имени автора и не берется в кавычки. Несобственное прямая речь вводится в повествование в виде группы предложений отдельных предложений или даже словосочетаний. В конструкциях с несобственное прямой языке часто встречаются вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы.

Он [Александр Кондратьевич] тогда был мал, и обиды его были недорослі. Быстро перерастал их? а взрослыми были его мечты? Где-то тут, спрятавшись в густых кустах, искал ответа на это извечное: «Я и жизнь. Кем буду, что звершу в нем? Как должен жить?» Когда бы знал тогда, что через тридцать лет снова буду стоять на этом месте, неспособный ответить на него. Как жить? В почему скрывается смысл жизни? В том, чтобы искать весь век? Искать и не найти? а может, именно это и имеет смысл. Когда бы знал вначале ответ, то ли захотел бы идти дальше? Зачем?

Ю. Мушкетик