КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП - понятие, введенное М. Я. Данилевским для обозначения локализованных в истор. времени и пространстве крупных социокультурных формирований, которые в своей совокупности образуют всемирную историю. Конститутивними признакам К. -и. т. являются: единая языковая группа; особый духовный склад ("морфологические начала"); полет, независимость; атрибутивные неповторимые культурно цивилизационные черты, которые не передаются народам другого К. -и .т.
В своем развитии каждый из основных К.-и. т., завершая свой жизненный круг, проходит три периода: этнографический, государственный, цивилизационный. Этнографический, самый длительный период - это время трансформации этноса в субъект культурно-истор. творчества, формирования его неповторимого духовного характера, сбор ресурсов и сил для будущей конструктивной истор. деятельности; государственно период становления свойственной соответствующем К. -и т. государственности, конституирование этноса как нации и закладывание основ самосознания народа (народов), которые являются субъектами данного К. -и. т.; цивилизационный период - стадия достижения и существовании К. -и т. как цивилизации, сравнительно короткое и бурное время цветения и плодоношения, раскрытие начал, заложенных в особенностях духовного габитуса народов, которые образуют некий К. -и. т., под влиянием своеобразных внешних условий и в то же время период растраты, пусть и полезной, творческой и результативной. Поэтому по мере истощения духовно-творческой деятельности народа затухает и период цивилизации, а субъект соответствующего К. -и. т. достигает старческого возраста, впадая в апатию самодовольства или отчаяния.
М. Я. Данилевский разделял истор. деятельность на 4 основные разновидности (реліг., культурная (наук., худ. и техн.), полет, и по-экон. деятельность) и в соответствии с особенностями их реализации осуществил по группирование К. -и. т, на: 1)подготовительные, автохтонные, К. -и. т. - египетский, ассиро-вавилоно-финикийский, китайский, индийский, иранский; 2) одноосновны К. -и. т. - еврейский, греч., римский;
3) двухосновный - европейский; 4) чотириосновний - славянский. В современной истор. науке понятие К .-и т. получило достаточно широкого потребления и пользуется в исследованиях своеобразия и взаимодействия локальных истор. культур и цивилизаций, хотя и без тех завышенных ампліфікацій (в частности относительно славянского К. -и. т.), с которыми было связано его введения.