Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Лекция 4

ИНДУИЗМ

4.1 Возникновение, источники и основные периоды развития индуизма

Индуизм - это религия, которая распространена среди народов Индии и ее соседних народов, исторической судьбой связаны с Индией Бангладеш, Пакистана, Непала, Шри-Ланки. Элементы индуизма встречаются в культурных традициях переселенцев из Индии в Африке и островах Индийского и Тихого океанов.

Индуизм как вера, несколько размытый, аморфный, многосторонний. Каждый индус понимает веру по-своему. Некоторые из специалистов даже ставит под сомнение тот факт, возможно ли ее называть религией в привычном понимании этого слова. В современном виде он охватывает много верований и религиозных обрядов, которые нередко противоположные по смыслу. Содержание индуизма можно выразить в словах: живи сам и давай жить другим.

Махатма Ганди, лидер национально-освободительной борьбы в Индии середины XX века, дал ему следующее определение: «Если бы меня попросили дать определение индусской веры, то я бы сказал довольно просто: это поиск истины ненасильственными средствами. Человек может не верить в бога, и все же называть себя индусом. Индуизм - это постоянная погоня за истиной... Индуизм религия истины. Истина - это бог. Отрицание бога нам свойственно. Отрицание истины нам не свойственно». (См.: Джавахарлал Неру. Открытие Индии. - М.: Прогресс, »989. - с. 114).

Индуизм невозможно понять, исходя только из привычных представлений о религии. В отличие от мировых религий, индуизм сформировался в процессе длительного исторического развития, он не имеет основателей, пророков, в нем отсутствует единое учение. Он нет также единой системы догматов и конфессиональной организации. Одной из главных особенностей этой религии является отсутствие единообразия: в разных регионах Индии распространены различные верования и формы почитания богов, которые сохраняют свою удивительную жизнеспособность и служат индийскому народу неисчерпаемым источником вдохновения и религиозных чувств.

Индуизм - это сложная система мировосприятия, которая включает в себя философские, религиозные и социальные компоненты, которые переплетены между собой и зависят друг от друга. Для человека европейской культуры в индуизме очень много странного и необычного. Одной из наиболее важных черт индуизма является его тотальная сакрализация жизни. Религия для индуса - это жизнь, а жизнь - это религия, которая помогает ему чувствовать себя частью Вселенной, следовать его космическим законам. Религиозный статус предоставляется всем проявлениям жизни. Обожествляется природа, животные и, даже, отдельные органы человеческого организма. Сознание индуса - диалектическая, направленная на поиск единства в многообразии Впрочем, составить обобщенный образ индуса достаточно сложно, и даже невозможно, потому что он может принадлежать к определенной касте, производить те или иные обряды в соответствии с своего общественного положения и возраста.

Индуизм как религия в своем развитии прошел несколько периодов. Первым периодом считается ведийский (добрахманський) период, верования и культ которого основывались на ведической вере. Эту религию принесли с собой на территорию полуострова Индостан племена ариев в середине II тысячелетия до нашей эры. Ведийской эту религию называют за одноименным названием древних религиозных текстов - Вед (буквально - знание). Особенностью Вед является то, что представления об окружающем мире, человеке были выражены в них образным языком.

Согласно существующей традиции вся ведийская литература делится на четыре группы: Самхіти, Брахманы, Аран'яки, Упанишады. Такое распределение отражает историческую последовательность возникновения этой литературы. Наиболее древними считаются Самхіти, а произведения остальных групп представляют собой комментарии и дополнения к Самхітів и были созданы в более позднее время. Поэтому Самхіти и называют собственно Ведами. В широком смысле этого слова Веды - это все четыре группы литературы, то есть весь комплекс ведической литературы. Чтобы иметь верное представление о структуре Вед, надо учитывать, что ни одна группа ведийской литературы не составляет единого целого.

Самхіти - это четыре сборника: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Ахтарваведа. Структура Вед в конечном счете определяется структурой Самхіт. Поэтому иногда говорят, что ведийская литература состоит из четырех Вед (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Ахтарваведа), а каждая Веда - из четырех частей (Самхіти, Брахманы, Аран'яки, Упанишады). Но это не так.

Наиболее ранним из произведений Самхіти считается «Ригведа» (Веда гимнов). Она состоит из десяти книг или мандал (буквально - циклов). Гимны Ригведы возникали в отдельных родоплеменных группах. Кроме «Ригведы» в состав Самхіти входят также «Самаведа» (Веда песнопений), «Яджурведа» (Веда ритуальных закли-нань), «Атхарваведа» (Веда волховань). Центральное место среди этих книг принадлежит по праву «Ригведе». Существует мнение, что возникновение этих книг стало следствием коллективного творчества народа ариев. Стихотворцы писали ріги, в которых отдавали дань богам и силам природы.

Религия ведийского периода была достаточно простой по учению и культовыми обрядами. Она носила політеїстичний характер и отличалась антропоморфизмом. Одним из главных богов считался Индра - бог грома и воин - защитник ариев. Он уничтожал всех врагов ариев. Рігведівський пантеон имел также и других богов: Агни - бога огня, второго по влиянию бога пантеона, Сому - бога напитка, что приводит к опьянению, Сурьи - бога солнца, Ушас - богиня утренней зари, Ваю - бога ветров и т. и.

В гимнах Ригведы отслеживается попытка найти общий принцип, который бы мог объяснить окружающий мир. Этот принцип - универсальный космический порядок (рта), который властвует над всем миром. Ему подчиняются даже боги. Благодаря этому принципу движется солнце, сменяются времена года. Этот принцип лежит в основе человеческой жизни: рождения и смерти, счастья и беды. И хотя рта - обезличенный принцип, но иногда его носителем и хранителем выступает Варуна - бог, который наделен огромной неограниченной силой: согласно мифам, именно он поместил солнце на небо.

В культовой сфере ведийской религии главная роль отводилась жертвоприношенню, ритуал которого носил публичный характер.

Вторую часть Вед составляют Брахманы - сборники мифологических ритуальных и других пояснений к Самхітів. Именно на них и опиралась религия брахманизма, которая была наиболее распространенной в Индии до возникновения буддизма.

Третья часть Вед - Аран'яки (буквально - лесные тексты), в которой находятся, в основном, правила поведения для самотників, старых людей, которые уходили в леса, чтобы дожить там свой век в философских размышлениях об истине и ее природу.

Различные религиозно-философские системы нашли свое отражение в Упанишадах - четвертой, заключительной части Вед. Упанишады буквально означают «сидеть около», т.е. сидеть у ног Учителя, получая от него наставления и поучения относительно понимания содержания текстов Вед. их значение для индуизма настолько велико, что иногда весь период после их возникновения называют периодом Упанишад.

Упанишады - собственно философская часть Вед. Но это не книги и не трактаты в современном смысле слова, а собрание текстов, которые написаны несколькими неизвестными авторами в разные времена и на разные темы. Каждый текст представляет собой краткое изложение философских размышлений того или иного автора, который выступает от имени того или иного легендарного или полулегендарного мудреца. Значительное место в Упанишадах занимают вопросы поисков первоисточника бытия, попытки прояснить природу начале бытия. По форме тексты Упанишад представляли собой диалог мудреца - учителя со своим учеником. В качестве первопричины бытия считался духовное начало - Брахман, или атман (эти слова часто употребляются как синонимы). Начиная с Упанишад, эти понятия становятся наиболее важными понятиями всей индийской философии. Главный герой Упанишад - человек, который постоянно находится в поиске истины, познает сама себя.

Вторым источником индуизма считается вся та многочисленная литература, которая была создана в Индии после Вед. Среди этой литературы наиболее известными произведениями считаются поэмы «Рамаяна» и «Махаб - харата». Последнюю в Индии называют изложением этого учения для простого народа, или «Пятой Ведой». В этих поэмах разнообразные религиозные предписания нашли свое воплощение в отдельных героях, которые выступают носителями «положительных» примеров поведения, идеалом для подражания. Ведь для понимания Вед был необходим достаточно высокий уровень образования. В «Махабхарате» - ее шестой книге «Бхагавад-гите», которую некоторые европейские исследователи считают «Новым заветом индуизма», в систематизированном виде были изложены наиболее ви-дом на Западе учение о переселении душ.

Кроме названных поэм, большое практическое значение для обрядово-культовой практики индуизма имеют дхармашастри - сборники наиболее важных обычаев, традиций, правовых норм, которые предназначены для постоянного напоминания верующим о праведный образ жизни. Наиболее известным памятником такого типа считаются «Законы Ману». Мифология того времени отразила представления ариев о возникновения мира в результате игры стихий, в которой божества принимали участие, но не играли важной роли.

В i тысячелетии до н. с. наступает второй - брахманский период развития индуизма. Именно в это время возникают основы кастового устройства индийского общества. На первое место в эту эпоху получается бог Брама или Брахма, которому и стали приписывать кастовое устройство общества. Согласно мифам, сами касты возникли из разных частей тела Брахмы: из его уст - брахманы-жрецы, из рук - кшатрии-воины, из бедер - вайшьи-земледельцы, и из ног - шудры. Из других богов особая роль становится отводиться Вишни и Шиве.

Боги также получают кастовый характер. Брахма, который выделяется в качестве главного бога, становится богом брахманов; к нему могут обращаться с молитвами только брахманы. Индра - единственный из древних ведийских богов, сохранивший свое значение, превращается в бога кшатриев. В вайш'їв-земледельцев одним из главных богов становится древний Рудра, которого позже начинают отождествлять с Шівою. А шудры вообще были отстранены от официального культа.

Кастовое устройство общества нашел свое закрепление в законах Ману - кодексе социального устройства Индии на все последующие века. Все касты (Варны) должны были следовать божественно установленной для них дхарме (дхаммі) - закона, обычая, правилам поведения. Господствующее положение брахманов в обществе и государстве определяло также определяющее значение брахманських толкований социального и политико - правового смысла дхармы в отношении членов других каст (вары). Причем если в ранний, ведийский период учение о дхарме носила космологический характер, то в брахманский период оно приобретает этического содержания. Акцент переносится на дхарму каждого отдельного существа и касты, к которой она относится. Не только у каждого человека, но и у каждой касты теперь было свое предназначение, свой долг, который реализовывался в различных поступках, которые нередко даже противоречили друг другу: то, что для одних было добродетелью, для других считалось грехом. В это время брахманы не только монополизировали функцию жрецов, распространили свое влияние на культурную и общественную жизнь, выступили посредниками между людьми и богами, они дали название религии индусов этой эпохи, известной как брахманизм.

В брахманский период культ становится только аристократическим делом. Публичных обрядов и жертвоприношений не происходит Принесение жертвы, что считалось главным культовым действием, становится частным делом. Руководить жертвоприношением, произносить гимны могли только брахманы - профессиональные жрецы. Они начали это делать только по приглашению. Принесение жертвы требовало больших затрат. Поэтому оно становится доступным только для богатых людей и знати. Простолюдины были отстранены от участия в культовых действиях: общедоступных храмов и жертвоприношений не становится, частные жертвоприношения для бедняков становятся недоступными.

В брахманский период индуизма меняется и пантеон богов Наиболее влиятельными богами становятся Тримурті: Брахма, Шива и Вишну. Со временем, Брахма, как бог, что выполнил свою главную функцию - создание Вселенной, отходит на второй план, а верховными божествами становятся Вишну и Шива, которые дали название двум главным течениям брахманизма: вишнуизма и шіваїзму.