Лекция 4 ИНДУИЗМ
4.2 Вероучения индуизма
Основу индуизма составляет идея о том, что мир - это не случайный хаотичный набор вещей и явлений, а упорядоченная целостность. Дхарма - это закон, который определяет судьбу индивида и удерживает Вселенную как одно целое.
Не смотря на многообразие форм и проявлений индуизма, его вероучения можно свести к нескольким главных положений. Прежде всего, это учение о начальной социальное неравенство людей и невозможность преодолеть это неравенство сегодня, во время земного существования (варнашрамдхарма). Во-вторых, это учение о переселении душ (сансара). Только в процессе посмертных превращений человек может рассчитывать на изменение своего социального положения, который ставился в зависимость от ее поведения во время нынешнего земной жизни. Именно поэтому задачей каждого человека становится стремление получить возможность объединить индивидуальную душу - атман с мировой душой - Брахмой. Если последовательно выполнять это правило, то человек обязательно вырвется из сансары - бесконечного круга плотских преобразований ее души и достигнет мокши - освобождения от всяческих связей с материальным существованием, которое есть не что иное, как иллюзия и имеет вид реальности только благодаря нашему искаженному мировосприятию.
Наиболее важным положениям индуизма, которое затем получило распространение и в буддизме, есть закон Кармы - воздаяния. Согласно этому закону, действия человека в этой жизни определяют его будущие перевоплощения. Благодаря карме человек сам определяет свою судьбу. По законам кармы, перевоплощения человека напрямую зависит от суммы ее добрых и злых дел, которые имели место в прошлом и сегодняшней жизни. Таким образом, ухудшение положения в мире объясняется не происками Сатаны, понятие которого неизвестно индусам, а неуместным поведением большинства людей, потерей ими порядочности, что привело к понижению праведности в мире.
Морально-этическая сторона индуизма базируется на пяти принципах, которые довольно похожи до 10 христианских заповедей и в целом носят общечеловеческий характер: это - не причинения вреда всему живому, правдивость, не наживание за счет других, воздержание от отрицательных чувств, не прелюбодеяния. Они зафиксированы в законах Ману. Человек должен также придерживаться и других моральных обязанностей. Существует мужская и женская карма, которые в индуизме говорят о идеального мужчину и идеальную женщину.
Религиозный этикет в индуизме содержит много запретов и предписаний, главными среди которых считаются кастовые ограничения. Они имеют отношение, главным образом, в трех сфер жизни человека:
1) брака: члены определенной касты не должны вступать в брак с членами другой касты;
2) питание и общения: нельзя питаться и общаться с членами другой касты;
3) рода занятий, которые определены для каждой касты.
Переход из одной касты в другую практически невозможен. Индуизм разработал определенные нормы поведения и ограничения для человека не только исходя из социально-кастовой иерархии индийского общества, но и в зависимости от возраста человека. В жизни индуса выделяется четыре периода: в брахмачарья - период обучения;
• гріхастха - период главенства в семье;
• ванапрастха - период затворничества;
• сан'ясі - аскетический период, отказ от всего земного. Таким образом, каждый индус должен знать Веды, вступить в брак, получить наслаждение от жизни, познать земные радости, а в конце жизни стать лесным отшельником, аскетом, путешествовать по дорогам Индии, поучая других людей и помогая им со-живаться дхармы.
В индуизме, как и в многих других религиях, существуют молитвы, как средство общения с Богом. Большая часть общения индуса с Богом происходит посредством мантр - коротких молельных формул в виде магических заклинаний. Они имеют вид короткого мелодического и вместе с тем энергичного восклицания с обязательным упоминанием какого-нибудь Бога. В основе мантр находятся рифмовані сроки из Вед. К мантр обращаются как во время выполнения всех религиозных ритуалов, так и для сопровождения повседневных дел. их необходимо повторять 108, 300 и 1008 раз.
Своеобразный характер в индуизме имеют также погребальный и поминальный обряды. После смерти тело человека обязательно сжигается на костре вблизи реки и этот пепел затем сбрасывается в воду этой реки. Высшие касты имеют особые места, где происходит развеивание праха покойника. Этот обряд символизирует изменчивость, иллюзорность всего материального и заставляет родных покойника более внимательно относиться к духовной жизни человека.
Исторически в культовой практике индуизма важное значение придавалось жертвоприношением, в том числе кровавым. Со временем последние начали носить все более символический характер. Вместо них стали исполнять гимны в честь этого ритуала. Поэтому обряд кремации тела покойного выступает как напоминание о обычай кровавого жертвоприношения.
Со временем индуизм стал синтезом видоизмененного брахманизма и культов многих этнических групп Индии. Как вера, индуизм расплывчатый, аморфный, каждый индус понимает его по-своему, что делает его религией повседневности.