Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Раздел 7

Политический анализ, прогноз и политическое консультирование

 

7.2. Политическое консультирование и политическое информирование

 

Политическое консультирование. Политический анализ и политический прогноз, как правило, осуществляется за чьей-то потребностью, запросу, заказу. Этот адресат чаще всего ожидает и получает от исполнителей анализа и прогноза политического консультирования соответствующие советы.

Политическое консультирование - одна из прикладных сфер политической психологии, что находится на стыке с прикладной политологией и политической социологией и связана с предоставлением необходимой политико-психологической помощи отдельному политику, политической партии или организации в оптимальном осуществлении ими политической деятельности [153, 529].

Осуществляет политическое консультирование политический консультант - человек, который имеет в основном определенную подготовку, знания, практику общественной, политической деятельности.

В реальной политике политический консультант - фактически партнер того, кого он консультирует. Он, как отмечает российский политолог Д. Ольшанский, выполняет не вспомогательную функцию (относительно того, кого консультирует), а является самостоятельным функционером в непубличной, теневой сфере политики [153, 530].

Д. Ольшанский выделяет следующие основные качества политического консультанта [153, 534]:

• адаптивные (быстрое восприятие информации, обучения и т.д);

• коммуникативные;

• креативные (стремление прогрессировать, двигаться вперед, совершенствоваться);

• умение формулировать (совершенное умение писать, говорить, обосновывать идеи и положения) .

В практическом политической жизни политическими консультантами в основном являются люди, которые по каким причин покинули реальную политику, отошли от нее или просто не желают ею заниматься. Как правило, это высокопрофессиональные и опытные политики, которые в определенной мере реализовали себя в политике.

Отдельные украинские политологи акцентируют внимание на таких правилах предоставления политических советов [223, 217-218]:

• советы должны вытекать исключительно из оценки политической ситуации. Речь идет о том, что любые привлекательные идеи и предложения, не является, однако, результатом глубокой аналитической работы, не могут выступать в качестве возможных политических действий как надежные, объективируемы;

• необходимо суммировать преимущества и недостатки рекомендуемой политики, а также сосредоточить внимание на ее последствиях;

• целесообразно подготовить четкий перечень инструкций по последовательной регламентацией действий для успешного принятия политического решения.

Политическое информирование. Основным поєднальним процессом в любом, в том числе и в политическом управлении является коммуникация.

Коммуникация (от лат. соmmunicatio - сообщение, передача) - процесс обмена сообщениями, информацией между различными личностями, их социальными группами, сообществами, организациями.

Коммуникация - это обмен между людьми, их группами, организациями, государствами, культурами специальными знаковыми образованиями (сообщениями), в которых отображены мысли, идеи, знания, опыт, навыки, ценностные ориентации, программы деятельности сторон, общаются.

Одним из важных признаков истинной демократии является свобода информации. Речь идет о публичной информации, которая может и должна быть максимально доступной для большинства граждан.

Существует много обстоятельств - прежде всего состояние государства, его политическая система и политический режим, уровень развития демократии, демократических процессов, в связи с которыми свобода информации возможна только в определенных условиях и объеме, поскольку в конкретном обществе является определенные силы и структуры, которые мало или совсем не заинтересованы в том, чтобы информация была прозрачной, открытой и доступной.

Впервые проблему свободы информации было решено в Королевстве Швеции, где еще в 1766 году было принято специальный закон о свободе прессы. В соответствии с этим законом:

• в стране отменялась цензура;

• всем предоставлялись гарантии на печатание и распространение информации;

• гражданам предоставлялись право и возможность доступа к государственной информации.

Определенные модификации обеспечения свободы информации существуют в Англии, Германии, Японии, США и других странах. Однако отмена цензуры, как общая практика в вопросе свободы информации, также предусматривает:

• обязанность государственных институтов давать ответ на любые запросы относительно информации, в том числе со стороны средств информации;

• обязательную публикацию (обнародования) любых проектов нормативно-правовых, других актов, решений, введение в действие которых будет касаться социально-экономических и других интересов граждан;

• право журналистов (если их деятельность лицензирована) на доступ к информации.

Политическая информация как субсистема политической системы общества является одной из важных характеристик его политической культуры и, соответственно, функционирует и распространяется благодаря существованию политико-коммуникативной системы.

Политико-коммуникативная система общества - это система источников, потребителей, методов и средств передачи политической информации [189, 135].

Основными способами (субъектами) передачи политической информации являются:

• средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение, книги, плакаты и т.д.);

• общественные организации;

• неформальные контакты граждан.

Политические коммуникации - это своеобразные социальные коммуникации, которые осуществляются преимущественно в форме линейной модели, которая, по определению американского социолога Г. Лассуела, охватывает пять элементов [15, 98]:

• кто передает сообщение - коммуникатор;

• что передается - сообщение;

• как осуществляется передача - канал;

• кому передается сообщение - аудитория (адресат);

• с каким эффектом (результатом) - эффективность.

Одной из самых распространенных составляющих информации является политическая реклама, из всех видов которой наиболее действенной признается реклама телевизионная. Она преобладает над другими средствами рекламирования благодаря таким особенностям:

1. Максимальная оперативность информирование, одновременность и массовость.

2. “Парасоціальний характер”, или эффект присутствия. Зрители чувствуют себя максимально присутствовать на тех событиях, которые совершаются и отражаются телевидением. Поэтому именно телевидение должно не наивысшая степень доверия со стороны граждан (слушателей, зрителей).

3. Персонификация политики. Телевидение усиливает те черты характера, качества, которые положительно воспринимаются (а при неудачных передач - наоборот) населением, гражданами. Понятно, что такой успех достигается прежде всего тогда, когда ведет телепередачу популярный журналист, когда она хорошо (удачно) срежиссирована, а политик держится наилучшим образом.

Как отмечалось, современная политика, политическая власть образуется и существует благодаря информации, принципиально новым коммуникативным системам. При этом технологическое развитие СМИ, внедрение новейших информационных технологий, Интернета создало невиданные возможности, с одной стороны, распространения и доступа к информации, а с другой - предоставило возможность распространять не только принятые, но и в соответствии зарегламентированную информацию, рассчитанную, например, конкретно на молодежь, молодое поколение.

СМИ дают возможность не только влиять на сознание людей, формировать ее, но и манипулировать таким сознанием в угоду кому-то - политическому деятелю, партии, объединению, группе. Фактически можно считать, что объективной, непредвзятой информации вообще не существует, как не может быть и стопроцентно нейтрального, безоговорочного журналиста, репортера, публициста. А поэтому помните, что то, как о конкретном человеке напишут, скажут по радио или телевидению, в большой степени зависит от отношения к ней того или тех, кто готовит материал для газеты, журнала, радио или телевизионную передачу. Можно дать и несколько конкретных советов.

Если о вас или вашу деятельность готовится газетный, журнальный материал, желательно, когда есть возможность, с ним ознакомиться до выхода в свет. Исключением являются только те материалы, которые готовятся без вашего сведения, на которые потом можно давать объяснения или опровержения. Однако в такой ситуации политику действовать куда сложнее.

Если вы ознакомились с текстом, что пойдет в печать, провізуйте его на каждой странице, поскольку не исключено, что впоследствии возникнет необходимость уточнять, именно в таком виде его увидел читатель, в котором вы с ним ознакомились. Особое внимание при чтении текста обратите на позицию, комментарий того, кто готовил материал. Кроме того, нужно убедиться, дополнительно о вас ничего особенно в этом материале уже не будут писать. Это нужно, чтобы быть убежденным, что никакого дополнительного манипулирования текстом, вырыванием из контекста отдельных мест, мыслей не предусмотрено и не будет.

Обратите внимание на заголовок материала, нет в нем того, что есть или, при определенных обстоятельствах может стать сенсацией, сработать не в вашу пользу. Проверьте, соответствует ли заголовок сути того, о чем говорится в материале, особенно если заголовок подано на первой странице газеты, журнала, листовки.

Поинтересуйтесь на всякий случай, не будет в материале рядом с ним любых других компрометирующих материалов - статей, карикатур, диаграмм, фотографий, которые достаточно часто используют с единственной целью - показать политика далеко не в лучшем виде, а то и дискредитировать его.

Помните, любую информацию можно подать под определенным, выгодным для кого-то (часто не для вас) углом зрения; отредактировать; подавая однобоко, неточно; интерпретировать не в вашу пользу, скрывая самое главное, существенное; подать выборочно, в соответствии с чьей-то, а не вашей личной позиции, точки зрения.

Гораздо сложнее использовать в политической деятельности радио и телевидение. Здесь есть также свои особенности.

В первую очередь передача о вас или за вашим участием может идти в прямом эфире и в записи. Прямой эфир сложнее, но вы в таком случае обеспечены от того, что ваши высказывания, точка зрения не будут изменены. Однако и работать в прямом эфире значительно сложнее - надо иметь хорошую реакцию, подготовку, умение вести себя так, чтобы вас, как говорят, “не загнали в тупик”.

Если же передача готовится и выйдет в эфир только в записи, есть угроза, что слушатели или зрители увидят ее не совсем в таком виде, в котором оно было записано. Часто такие передачи перемешиваются с комментарием журналистов, других людей, разнообразными сюжетами и в значительной мере теряют свою первичность, то, о чем хотел, пытался сказать политик или пытались рассказать о нем и его деятельности другие.

Отдельно стоит сказать об интервью. Готовясь к нему, с первых минут разговора с интервьюером попробуйте определить, а значит и ведите себя соответственно, какой является атмосфера интервью: формальная - неформальная, заинтересована - незаинтересованное, доверчивая - враждебная, агрессивная - доброжелательная и т.д.

Как правило, уже в первых фразах журналист задает определенную тональность, оценочные рамки разговора, занимает соответствующую позицию относительно того, с кем общается, что хочет услышать. Например, журналист говорит: “Я пригласил к разговору так называемого либерального демократа”. Понятно, что его отношение к либерализму как идеи, идеологии далеко не лучше и ожидать от него объективности не приходится. Иначе будет тональность разговоры, если вы услышите что-то похожее на: “Я хочу познакомить вас с одним из известных деятелей либерального движения и повести с ним разговор”.

Давая интервью, старайтесь держаться уверенно, но не самоуверенно, говорить взвешенно и только о том, что хорошо знаете, ссылайтесь только на конкретные факты, цифры, данные. Говорите просто, понятно, доступно.

Если вы используете в своей деятельности газеты, журналы, другие печатные СМИ, помните о таких важных особенности. Осторожно относитесь к использованию в печати своих фотографий, потому далеко не все они могут сработать на ваш позитив. Речь идет не только о сюжете, характер фотографий, а даже о ракурс, в котором вы запечатлены. Выгодный ракурс имеют даже не все профессиональные фото-модели, актеры, а политические, общественные деятели и подавно.

Следует отметить роль и особенности открыток и различной рекламы.

Открытки в основном распространяют во время важных избирательных кампаний, когда нужно мгновенно привлечь внимание к политика, его деятельности. При этом открытка может срабатывать и в обратном плане. Например, цветная, яркая, “богатая” открытка, когда люди просто спрашивают: “За какие средства он (она) их изготовил?”

Открытка должна быть недорогой, но выразительной, заметной. Как правило, политик на ней должен улыбаться, быть сфотографированным в такой способ и ракурс, чтобы рядовой гражданин мог сказать: “Он почти такой как и я, ничем не отличается от меня”.

Как и листовка, реклама всегда имеет адресоваться конкретному адресату - определенной группе людей, в частности большим социальным группам. Безадресная реклама - пустая вещь.

Надо помнить, что реклама в основном должна быть ориентирована на тех, кто не определился окончательно, не имеет устоявшихся взглядов или симпатий, так же, как и в отношении конкретного политика как лица.

Реклама должна быть понятной, доступной, но не упрощенной, примитивной, поскольку ее задача улучшить, усилить имидж политика.