Раздел 7
Политический анализ, прогноз и
политическое консультирование
Успешной политическая деятельность является лишь
тогда, когда происходит постоянно осуществляемый политический анализ, на основе
которого осуществляется определенный прогноз, выстраивается стратегия действий и обеспечивается
консультирование субъекта (участника) политического процесса.
7.1. Политический анализ и политическое
прогнозирование
Политический анализ: особенности
осуществления. Политические явления не являются случайными и изолированными друг от друга.
Все явления политической жизни находятся в тесной взаимосвязи и
взаимозависимости. Кроме того, они имеют тесные связи также с демографическими,
экономическими, юридическими и иными социальными отношениями в обществе. Т.е.
политическую практику невозможно представить без политического анализа.
Политический анализ (от греч. analysis - разложение, разделение) - это: 1)
метод, предполагающий мысленное разложение политических явлений на отдельные составляющие; 2)
совокупность способов и приемов прикладного исследования политической ситуации
[168, 14].
Приведенное трудно назвать однозначным
определению понятия “политический анализ”, которое было бы наиболее приближено к
сущности политического менеджмента. Здесь наилучшим образом подойдет такое определение:
политический анализ - процесс сбора и обобщения информации о политической
систему в целом и отдельные ее составляющие, выявление связей, взаимозависимости и
механизмов взаимодействия субъектов политического процесса, его закономерностей,
аналогов и детерминант с целью прогнозирования направлений и будущих результатов,
последствий политических действий и их влияния на развитие общества [191, 19].
Ключевым понятием политического
анализа является политическая идея как форма осмысления политической действительности.
Начало политического анализа
находим еще в религиозных мифах и легендах (более 5 тыс. лет назад), позже -
в мифах Древней Греции, Индии, Древних Китая и Рима. Такой анализ имел форму философских
трактатов, определенных изложений или толкований законов, этических норм и т.д.
Во времена средневековья к вопросам,
связанных с политическим анализом (что такое политика, власть, государство и т.д.),
обращаются Аврелий Августин, Фома Аквинский, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж.
Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А. де Токвиль и другие.
Позднее (XIX в.) политический анализ
в плане методологии исследования политики, ее составляющих, политических процессов
глубоко разработали К. Маркс, М. Вебер, В. Парето, Г. Моска, а в ХХ ст. - К.
Поппер, Х. Арендт, С. Бжезинский, Э. Фромм, Г. Арон, Г. Маркузе, Д. Истон, Г. Лассуел, другие
политологи, социальные политики, социологи.
Как ведущая теоретико-прикладная
отрасль в комплексе политических наук политическая аналитика, а следовательно и политический
анализ, сформировавшихся в ХХ в.
Как прикладная дисциплина политический
анализ выполняет три основные функции [190, с. 23]:
• описательную (отражение политической
системы, политических явлений и процессов);
• регулятивную (предоставления предложений,
рекомендаций, прогнозов относительно практического решения политических вопросов и
проблем);
• прогностическую (моделирование
политических процессов и их последствий в практической политической деятельности).
Научным инструментарием политического
анализа являются:
• системный подход (систематизация
совокупности объектов, выявление их связей и взаимодействий);
• структурно-функциональный анализ
(связи и взаимодействие групп объектов системы);
• сравнительный анализ (сопоставление,
выявление аналогов, противоречий, различий, определение динамики в политике);
• математико-статистический анализ
(представление общественно-политических явлений, процессов в виде схем, диаграмм, моделей) .
Политический анализ имеет ярко
выраженный синергетический характер и поэтому ему присущи большинство
признаков системности, то есть широчайшего охвата предмета анализа.
Политический анализ имеет два основных
философских принципах, на которых он базируется и практически осуществляется:
• принцип взаимосвязи политических
явлений. Такие связи являются: длительными и короткими, существенными и несущественными,
непосредственными и косвенными, случайными и необходимыми, внутренними и
внешними;
• принцип постоянного развития
(историзма). Все политические явления постоянно развиваются (во времени и пространстве,
генетически - от зарождения, становления, развития и отмирания). Принцип
постоянного развития часто называют еще принципом системности.
Политический анализ имеет отдельные виды
(формы), среди которых выделяют следующие основные: анализ данных, диахронный анализ,
дисперсионный анализ, анализ документов, кластерный анализ, анализ когорты,
контекстуальный анализ, корреляционный анализ, многомерный анализ,
многофакторный анализ, синхронный анализ, системный анализ, структурный анализ
и др.
Анализ данных - эмпирический анализ
собранных данных о политических явлениях и событиях, политической жизни с целью получения
первичной информации, раскрытие определенных связей между явлениями и данными,
исследуются.
Диахронный анализ - анализ
политических объектов, явлений, событий, процессов в их временном пространстве, то есть есть возможность
и делается попытка взглянуть на генезис таких объектов и явлений, зафиксировать их в
времени.
Дисперсионный анализ (по методу Г.
Фишера) - позволяет выявить систематические расхождения между результатами
непосредственных политических изменений при определенных условиях, что также меняются.
Анализ документов - один из
самых распространенных в политике, поскольку первое, а часто и наиболее точное представление о
конкретные политические события, явления, объекты политики можно получить в результате
глубокого анализа (часто контент-анализа) политических документов (проекты,
решения, воззвания, программы, уставы, листовки и т.д).
Кластерный анализ - метод группировки
определенных данных о политике, объекты политики, политической деятельности за определенными
классами. Собраны и распределены по классам, такие данные становятся ближе друг к
одних и, следовательно, более точной общая картина объекта, события и т.п.
Анализ когорты - анализ отдельных
социальных групп (групп населения) с целью определения и фиксации характерных
(и отличных от других групп) черт, характеристик, политических действий, политического поведения.
На основе таких анализов можно сделать соответствующие выводы и настоящем
долговременные политические прогнозы.
Контекстуальный анализ -
используется тогда, когда возникает потребность определить индивидуальные признаки
любого политического явления или объекта политики в контексте с другими.
Политический анализ имеет три основных
компоненты, ради которых он и осуществляется:
• анализ реально существующей политической
ситуации;
• прогноз развития такой ситуации;
• принятие соответствующих компетентных
политических решений.
Политическое прогнозирование: сущность и
особенности. Любая будущая (в перспективе) политическая деятельность закономерно
связана, вытекает из прошлого и сегодняшнего развития политики, политических
явлений и действий. Осуществлен политический анализ дает возможность определить набор возможных
вариантов реализации цели, задачи в практической политической деятельности, то есть
осуществить политический прогноз относительно возможного хода событий и их результата.
Прогноз - это вероятностное
научно обоснованное суждение о перспективах, возможных состояниях, пути, тенденции
развития определенного явления в будущем и (или) об альтернативных путях и
сроки их осуществления.
Не следует путать прогноз (в частности
политический) с предвидением. Последнее имеет характер определенной абсолютизованої
достоверности.
Политическое прогнозирование связано с
большим количеством политических переменных, поэтому оно также совершенно отличное от
политического планирования.
Чтобы понять особенности именно
политического прогнозирования, напомним, что прогнозирование вообще, это: а) форма
опережающего отражения чего-либо в научном познании; б) процесс
определение перспектив развития определенного явления, события, основанное на знании
закономерностей развития и информации о прошлом и современное состояние этого явления
или события [223, 75].
Прогноз предполагает определенное моделирование
явлений, событий, процессов, создания мысленных образов.
Объектами прогнозирования, как правило,
есть процессы, явления, события, на которые направлена познавательная и практическая деятельность
человека. Поэтому в зависимости от природы объектов различают объекты прогнозирования социальные,
экономические, научно-технические и политические.
Согласно цели разработки
прогноза (проблемно-целевой критерий) существуют два основных типа прогнозов:
• поисковый прогноз - определение
возможных состояний какого-либо явления в будущем. Это своеобразная ретроспекция,
проектирование современного явления в будущем;
• нормативный прогноз - поиск
путей, возможностей, средств с целью достижения желаемого, желаемого, ожидаемого
состояния соответствующих явлений. При этом заранее задаются как основа определенные нормы,
стимулы, идеалы и т.д.
Кроме того, прогнозы разделяют на:
оперативные (текущие), кратко-, средне-, долго - и далекострокові
(наддовгострокові).
Основными способами разработки
прогнозов являются:
• анкетирование (интервью,
опроса);
• экстраполированием и
интерполирование (построение динамических рядов развития показателей прогнозируемого
явления);
• моделирование (построение
поисковых и нормативных моделей с учетом предполагаемой или желаемой изменения
прогнозируемого явления на определенный, предсказуемый период и т.д.).
Часто в процессе прогнозирования используются
несколько или все указанные способы разработки прогнозов.
Политический прогноз - процесс
разработка научно обоснованного рассуждения о возможном варианте развития
политических событий в будущем, об альтернативных путях и сроках их осуществления,
а также о рекомендации по практической деятельности в условиях определенной теоретической
действительности.
Объектом политического прогнозирования
могут быть: политические системы, политические партии, власть, политические группы,
отдельные лица, то есть все субъекты политики, политического процесса.
Для осуществления политического
прогнозирования, разработки и реализации стратегической политики любой
политик, участник политического процесса должен обязательно иметь так называемое
стратегическое мышление в политике. По мнению А. Валевского, стратегическое политическое
мышление находится под влиянием и детермінацією исторически-культурной традиции
народа, страны, определенных стратегических интересов, иерархии стратегических целей
т.д.
Политическое прогнозирование,
предсказания непосредственно связано с политической вероятностью, поскольку
любое политическое действие, явление при определенных условиях и обстоятельствах вполне возможны.
Самыми распространенными в политике есть
логическая, статистическая и субъективная вероятность.
Политическая вероятность - возникновение
определенного утверждения, точки зрения, полученных в результате логических действий.
Статистическая вероятность существует тогда,
когда учитывается соответствующая частота (периодичность) повторение явлений, событий
т.д. Например, политические забастовки, которые при соответствующих условиях происходили
на протяжении некоторого последнего времени.
Субъективная вероятность - оценка
индивидом (спостерігаючою, действующим лицом) возможности возникновения определенного события на
основе повторного опыта.
Политическое прогнозирование - не просто
проекция в будущее, предвидение ожидаемого результата - это научно обоснованная,
всесторонняя информация о будущем развитии определенных политических процессов и
разработка на этой почве соответствующих стратегических и тактических основ
политической деятельности.
Политический прогноз - это: а) научно обоснованное
суждение о возможном состоянии объекта в будущем и путях его развития; б)
способ научного обоснования политических решений.
Методологической основой политического
прогнозирование считается философия политики, поскольку только с ее помощью
можно осуществлять действительно комплексный, всесторонний анализ политических явлений, событий,
процессов, прогнозировать их развитие. В последнее время начала активно формироваться и
такая сравнительно новая научная дисциплина, как политическая прогностика.
Каждый политический прогноз имеет
соответствующий степень вероятности, возможности. Идеальных прогнозов не объективно
существует, хотя всегда те, кто составляет прогноз, пытаются что представить его
себе как самый точный и самый вероятный, то есть идеальный.
Главная цель политических прогнозов:
избавиться от нежелательного, неожиданного, неудовлетворительного (для конкретного субъекта
политики) развития политических событий; привыкнуть к необратимому, того, что
может произойти почти неизбежно; ускорить вероятное развитие конкретного
политического явления, процесса в желаемом направлении.
Политические прогнозы сбываются с
целью: определения основных тенденций в развитии международных отношений;
предсказание развития политических конфликтов, итогов избирательных кампаний;
определение популярности политических партий, общественных организаций, объединений,
отдельных лидеров, государственных, общественных деятелей, возможных последствий определенного
политического решения и т.д.
Основные функции политического
прогноза:
• нормативная. Во время прогнозирования
максимально придерживаются определенных показателей, норм, пытаются реализовать
прогностическую модель;
• орієнтувальна. Речь идет о
определение субъектом управления наиболее реальных, оптимальных направлений
деятельности и об избирательном подходе к информации;
• предупредительная. В этом случае
речь идет о предупреждении органа управления, субъекта политики в отношении возможных
и реальных отклонений от существующей прогностической модели.
Типы политических прогнозов:
• научные, нормативные, интервальные;
• кратко-, средне-, долгосрочные.
Последние по временным срокам тоже
конкретизируются:
• оперативные (до 1 месяца);
• краткосрочные (до 1 года);
• среднесрочные (от 1 до 5
лет);
• долгосрочные (от 5 до 15 лет);
• стратегические (сверхсрочные) - до 30
лет.
Различают также такие типы
политического прогнозирования:
• внутриполитическое. Как правило,
это прогнозирование конкретных политических событий, деятельности политических институтов
общества, политических процессов, имеющих место в нем;
• внешнеполитическое. Это
прогнозирование в сфере международных отношений и внешней политики в целом. При
этом в первую очередь оценивают и прогнозируют общую обстановку в мире, регионе,
стране, отношения между странами, правительствами и т.д.
Политические прогнозы могут быть двух
типов:
• поисковые. Это выявление и
уточнения тех перспективных проблем, которые можно попробовать решить именно
политическим путем, методом политического управления. Составляется прогноз
(предположение) - что произойдет в обществе, политике при условии сохранения реально
существующих общественно-политического состояния, ситуации;
• нормативные. В этом случае внимание
сосредотачивается на путях, средствах, возможностях изменения положения дел.
Основные принципы политического
прогнозирования:
• системность. В этом случае
политика, политический процесс рассматриваются комплексно, в их целостности, единстве,
как определенная совокупность самостоятельных направлений (составляющих) прогнозирования;
• согласованность. Самостоятельные направления
(составляющие), этапы политического прогноза должны быть взаимосогласованными, взаимосвязанными,
что обеспечивает наибольшую достоверность прогноза;
• непрерывность. По мере возникновения,
поступления новых данных, информации во времени политический прогноз имеет непрерывно
корректироваться, уточняться, углубляться;
• верифікаційність. Существует потребность и
необходимость постоянного определения достоверности разработанного политического прогноза, на что и направлен этот принцип;
• альтернативность. Политическая жизнь
может и развивается по многим траекториям, направлениями, моделями, поскольку
взаимоотношения между субъектами политики являются также слишком изменчивыми, специфическими.
То есть должны учитывать (предполагать) все возможные пути и особенности развития
политических отношений, а на этой основе предвидеть альтернативные модели политических
решений и действий;
• рентабельность. В какой степени
осуществление политических проектов, действий, решений может быть максимально реализованным
и результативным.
Известный российский политолог А. В.
Сергеев выделяет следующие принципы политического прогнозирования:
• отношение к социально-политической
действительности как к объективной реальности. Речь идет прежде всего о прогнозе развития
объективных факторов, влияющих на суть и характер политики, политических
процессов;
• целостный, системный подход, т.е.
нужно стараться принимать во внимание и рассматривать все части (субъекты)
политического процесса системно, целостно, в их единстве, взаимодействии;
• признание исторического детерминизма,
то есть объективных закономерностей функционирования и развития социально-политических
систем;
• комплексный характер прогнозирования;
• классовый подход, что
конкретизируется в принципе партийности. Имеется в виду, что для политического
прогнозирование существенное значение имеет прогнозирование.
Политические прогнозы составляются по
счет использования определенного инструментария: анкетирование, опрос
общественного мнения, анализ различных источников информации,
данных, результатов различных исследований (научных, прикладных,
специальных).
Существует более 150 различных
методов политического прогнозирования, среди которых наиболее распространенными являются:
• верификации (проверки
достоверности данных);
• іконічного (образного)
моделирования;
• анализа публикаций;
• экспертных оценок;
• генерации идей;
• построения сценариев;
• интервью.
Итак, инструментарий политического
прогнозирование состоит в основном из различных методов анкетирования, качественных и
количественных методов оценки различных данных опроса общественного мнения, специальных систем развития событий и т.д.
В последнее время в политике
используют некоторые довольно интересные инновационные методы политического анализа,
среди которых заметно выделяются такие:
• метод коллективной экспертной
оценки. Для его использования создаются специальные экспертные группы, которые
назначают экспертов и на основе их ответов на конкретные вопросы
определяют окончательную оценку как своеобразное среднее суждение (среднее арифметическое
значение оценок всех экспертов или среднее нормализованное, взвешенное значение
оценки);
• метод коллективной генерации идей (метод “мозговой атаки”).
Это что-то вроде метода дискуссии. Сначала формируется группа участников “мозговой
атаки” (до 15 человек). Затем составляется проблемная записка участника “мозговой
атаки”, по которой далее ведется обсуждение (критика, дополнения, вынесение на
рассмотрение новых мыслей, идей, предложений). На следующем этапе происходит
систематизация наработанных идей, их обоснование, объяснение. После этого обоснованные
идеи могут критиковаться учитывая наличие проблем и препятствий к ее
осуществления. На завершающем этапе участники “мозговой атаки” составляют перечень
тех идей и предложений, которые фактически выдержали критику и имеют право на существование.
“Мозговую атаку” могут осуществлять несколько групп одновременно, параллельно, работая
над разработкой одной и той же проблемы;
• метод построения сценариев. Основа
такого метода - попытка установить логическую последовательность действий в политике, политическом
процессе, чтобы обеспечить практическое решение существующих проблем. Это дает возможность
хорошо учесть расстановку сил,
спланировать постепенное
приближение к зпрогнозованого результата.
Известный украинский политолог В. П.
Горбатенко среди основных методов политического прогнозирования называет еще и такие
[69, 46-55]:
• экспертный опрос. Чаще всего
речь идет о заполнении экспертами специальных анкет, а затем их обработка;
• историческая аналогия. Базируется на
переносе определенных закономерностей исторического развития, схожих событий по времени
из других сфер знания;
• контекстуальное картографирование. Это
- системное рассмотрение объекта путем последовательного или комбинированного просмотра, анализа и синтеза всех вероятных
комбинаций его составляющих;
• сеточные графики. Осуществление поиска
и определение кратчайших путей к определенной, очерченной цели;
• дерево целей. Разделение объекта
познания на отдельные элементы (составляющие), иерархически, логически связаны между
собой;
• имитирование. Это построение, создание
соответствующих моделей (прежде всего математических) с целью изучения и верификации
прогнозных решений;
• операционное моделирование. Базируется
на применении, использовании математического аппарата;
• анализ взаимных влияний.
Предусматривает использование своеобразных матриц событий, которые влияют на развитие
политической ситуации или составляют основу исследования политических проблем;
• каузальное моделирование. Базируется
на установке соответствующих причинно-следственных связей известных политических
событий, явлений;
• статистическое моделирование. Это
разработка и анализ моделей, которые базируются на статистическом
материале прошлого и современного;
• метод игры. Используется в
непосредственных предплановых политических исследованиях, а также для верификации политических
прогнозов.
Такая классификация методов
политического прогнозирования является самой полной из всех нам известных.
Составление политического прогноза является
системой соответствующих поэтапных действий, а именно:
• структурный анализ
соответствующей ситуации, а то и политической системы в целом или отдельных ее
компонентов;
• определение
особенностей и характера связей в политическом процессе, ситуации и
зависимостей между ними;
• проявление и определение
главных (доминирующих) тенденций, направлений развития действующих в системе политических
процессов;
• экстраполяция отдельных
процессов относительно их развития в будущем;
• синтез и взаимодействие развития
отдельных процессов;
• подготовка
комплексного прогноза развития политической системы общества, отдельных ее
составляющих и т.д.
Сделать политический прогноз
максимально реальным, достоверным можно лишь при условии сочетания изложенных действий.
Политические прогнозы делают
политические эксперты.
Политическая экспертиза в различных
странах осуществляется по-разному, в зависимости от многих обстоятельств и исторической и
политической традиций, уровня демократического развития, особенностей политических
процессов и т.п. Существуют и специальные структуры - общественные, государственные, которыми являются
институты политического образования, анализа и экспертизы, центры, лаборатории.
Большое значение в отдельных странах уделяется обучению, теоретической и практической подготовке
политических экспертов, которые, как
правило, являются независимыми
- они не входят в никаких субъектов политики, действующих в соответствии с конкретным
заказов на осуществление политической экспертизы.
Логическим следствием политического
прогноза есть политическое предсказание.
Вообще предсказания - это возможность
предсказать развитие последствия событий, процессов, явлений. Оно связано с
причинно-следственным процессом и связями.
Предсказание может базироваться на
религиозной вере, астрологии, жизненном опыте и научных данных. Политическое
предсказания в основном базируется на научных данных и результатах и на
глубоком анализе общественной практики, политических процессов [173, 650-672].