Антимонопольное законодательство - законы, направленные на ограничение деятельности монополий, а также законодательство о „ нечестную конкуренцию", „ нечестную торговлю" и т.д. Впервые такие законы были приняты в конце XIX - начале XX в. в США, Канаде, Австралии, которые запрещали тресты и некоторые другие формы монополий. В их основе лежало такое понимание сущности монополии, как полное (абсолютное) господство одной компании (или их объединения) или полное исключение конкуренции. При таком толковании сути монополий олигополии (одна из форм монополии) мало подпадали под действие антимонопольного законодательства. К А. с. принадлежит также законы, которые запрещают или регулируют соглашения предпринимателей, направленные на ограничение конкуренции путем раздела рынков, соглашения о ценах, ограничение торговли или так называемую ограничительную деловую практику. Существует американская и европейская системы антимонопольного права. Первая берет свое начало с закона Шермана (1890 г.) и остается основным антитрестовським законом Америки. Он запрещает не только различные формы монополий, но и саму попытку монополизировать торговлю. Но Верховный суд США выработал доктрину о том, что господствующее Положение корпорации в производстве и ее большой размер не могут сами по себе рассматриваться как монополизация. Этим законом запрещалась только тресты и картели (пулы). Чтобы обойти его, монополии создавали холдинг - компании, осуществляли полное слияние корпораций, при которых ликвидировались производственная и правовая самостоятельность компаний, поглощались, а картельные соглашения замінювались негласными джентльменскими соглашениями или т. н, лидерство в ценах, В следующих законах запрещалось слияние компаний, если оно вело к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополий. Вместе с тем были приняты многочисленные поправки к этим законам, которые ограничивали их действие (для экспортной торговли, банков и др.) В европейской системе антимонопольного права запрещается не сама монополия, а лишь ее злоупотребления властью. Поэтому, например, картели считаются полезными для развития монополий, а главной формой государственного контроля является система регистрации картельных соглашений в специальных органах. В ЕЭС регистрации подлежат только сделки, которые ограничивают конкуренцию между членами - участниками этой организации . В Украине в начале 1992 года принят закон „ Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности". Закон направлен на демонополизацию экономики, финансовую, материально-техническую, информационную, консультативную поддержку предприятий, которые способствуют развитию конкуренции. Согласно этому закону монопольным следует считать положение, когда доля предприятия на рынке превышает 35 проц. В нем предусматривается контроль за созданием, реорганизацией (слиянием, объединением) фирм с целью предотвращения возникновения монопольных ситуаций, возмещения убытков, причиненных злоупотреблением монопольным положением и недобросовестной конкуренцией. Антимонопольный комитет Украины и его территориальные управления вправе принять решение о принудительном разделении монопольных образований, а для создания новых крупных экономических объединений необходимо получить разрешение этого комитета.