Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Естествознание - разработки уроков уроков

ТЕМА 3. РУКОТВОРНЫЕ СИСТЕМЫ

 

УРОК 21

ТЕМА. СИЛЫ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6 «ИЗМЕРЕНИЕ СИЛЫ»

 

Цель урока: обучающая - сформировать у учащихся навык измерения силы, научить распознавать проявление различных видов сил в природе; развивающая - развивать у учащихся наблюдательность и критическое мышление; воспитательная - воспитывать дисциплинированность и аккуратность.

Основные понятия: цена деления, предел измерения.

Методы урока: словесный (беседа), практический (измерение силы тяжести пружинным динамометром).

Оборудование: пружинный динамометр (по одному на ряд), на доске или в виде набранного на отдельном листе текста - порядок выполнения практической работа, у каждого ученика - произвольный нетрудный предмет, принесенный из дома.

Тип урока: комбинированный.

Міжпредмєтиі связи: физика (8 класс).

Структура урока

И. Проверка домашнего задания

II. Сообщение темы, цели и задач урока

III. Актуализация опорных знаний учащихся, их предшествующего опыта

IV. Изложение основного материала

1. Работа с динамометром.

2. Практическая работа № 6. «Измерение силы тяжести».

3. Проявления силы тяготения в природе.

4. Проявления силы трения в природе. ,

5. Проявления силы упругости в природе.

V. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание

 

Ход урока

И. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

- Вопрос к ученикам

1. Запишите на доске с помощью известных вам обозначений фразу «Сила трения составляет три ньютоны». Прочитайте этот запись вслух (ответ: еф трения равен три эн).

2. Значение которого силу надо приложить, чтобы поднять тело массой 100 граммов?

3. Почему можно легко упасть, став ногами на рассыпанный горох?

4. В любом случае при движении саней сила трения будет больше, а в каком - меньше:

а) сани движутся по сухому асфальта;

б) сани движутся по мокрому асфальта;

в) сани движутся по заснеженному асфальта?

Следовательно, чем легче скользит предмет, тем_____________ сила трения, чем тяжелее скользит предмет, тем______________ сила трения (большая или меньше).

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ, ИХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ОПЫТА

Сдвинуть с места книгу легче, чем парту. На асфальте человек чувствует себя увереннее, чем на льду. Иначе говоря, сила может иметь больше и меньше числовое значение.

IV. ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с динамометром

- Какая деталь является главной в пружинном динамометрі? (Пружина.)

- Слово учителя

Один конец пружины закреплен на дощечке или пластмассовой пластинке, а другой свободный и заканчивается крючком. Чем большая сила будет приложена к крючку динамометра, тем сильнее растягивается пружина.

Цена деления - это расстояние между ближайшие черточками на шкале прибора, выраженная в тех единицах измерения, в которых работает данный прибор.

- Чему равна цена деления школьного динамометра? (Один ньютон.)

Это означает, что когда крючок переместился на одно деление, то динамометр измеряет силу 1 Н, а если на 5 делений - то 5 Н.

Предел измерения - это всего значение характеристики, которое может измерить прибор. Предел измерения соответствует последний риске на приборе.

- Что будет с прибором, если попробовать измерить какую-либо характеристику большее значение, чем предел измерения? (Прибор сломается или не сможет осуществить измерения.)

2. Практическая работа №6 «Измерение силы тяжести»

- Задания в рабочей тетради

Порядок выполнения практической работы

1). Подвесить предмет, принесенный с дома, в полиэтиленовом пакете к крючку динамометра.

2). Посмотреть, на какой цифре шкалы остановилась стрелка динамометра.

3). Записать в тетрадь значение силы тяжести, не забыв написать название предмета, для которого проводились измерения.

F = ____ Н,

предмет_______________________

3. Проявления силы притяжения в природе

1). Реки текут сверху вниз.

2). Из облаков выпадают осадки.

3). Осенью с деревьев опадают листья.

4). Все живые и неживые предметы, не закрепленные над Землей, падают на поверхность Земли.

5). Планеты Солнечной системы удерживаются вокруг Солнца.

6). Спутники планет содержатся вокруг них.

- Задания в рабочей тетради

4. Проявления силы трения в природе

1). Распространение семян растений, которые цепляются к шерсти животных или одежде людей.

2). Обтекаемая форма тела, чтобы уменьшить трение о воду или воздух.

3). Увеличение трения на дорогах посыпкой песка или использованием профилированной (художественно неровной) резины на обувной подошве или покрышках колес автомобилей.

5. Проявления силы упругости в природе

Ткани растений и животных могут выдерживать нагрузки, не разрушаясь: деревья прогибаются от ветра, но не ломаются, животные сгибаются во время прыжка.

- Задания в рабочей тетради

- Вопрос к ученикам

- Где и для чего человек научился использовать силу ветра? (Строит ветряные мельницы, до изобретения пароходов лодки двигались под парусами.)

- Где и для чего человек научился использовать силу воды, которая падает? (Для работы водяных мельниц и гидроэлектростанций.)

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Все процессы, которые происходят вокруг нас, можно объяснить действием различных сил.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАЧА

Дать ответы на вопросы после параграфов.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Сила трения

Не следует считать, что трение всегда препятствует движению - не изредка оно ему способствует. При прокрутке колес автомобиля сила трения шин о поверхность земли, препятствуя их скольжению, действует со стороны дороги и направлена вперед, обеспечивая поступательное движение автомобиля. Чем сильнее трение, тем больше соответствующая сила, поэтому его стараются не уменьшать, а увеличивать: покрытие дороги делают шероховатым, наносят на поверхность шины рельефные рисунки (протекторы). Вспомните, как трудно идти по скользкой дороге или как буксует автомобиль, который скользит на льду или в розм'яклій от воды земли: колеса скользят на месте, хотя двигатель исправно их обращает.

Чтобы уменьшить скорость или вовсе остановить автомобиль, до дисков колес прижимают шероховатые тормозные колодки. При этом торможение часто сопровождается довольно опасным явлением - заносом (например, когда неопытный водитель к краю давит на тормоза, и колеса начинают не вращаться, а скользить по дорожному покрытию). При заносе даже незначительное случайное воздействие может заставить тело двигаться поперек основной линии движения.

Трение в автомобиле работает не только при торможении и разгоне. Поворачивая передние колеса, водитель тоже подключает силы трения, которые изменяют направление движения автомобиля. Трения обеспечивает сцепление колес с полотном дороги и преобразует вращательное движение колес в поступательное движение автомобиля.

Трение качения

Если две одинаковые стальные шарики катятся по наклонной плоскости, но одна из них движется по твердой поверхности, а другая - по мягкой и упругой (например, по резине), то первая скатится гораздо быстрее. Получается, мягкая поверхность оказывает большее сопротивление, чем твердая, потому что при качении по твердой поверхности меньше работы расходуется на деформирование касательных поверхностей. Плоскость, по которой движется круглое тело, прогибается под нагрузкой, поэтому тело при своем движении постоянно выбирается наверх из ямки, что образуется под ним. Теперь понятно, почему по мягким (грунтовых, песчаных) дорогах колесный транспорт не может быстро двигаться. Для передвижения по бездорожью были изобретены гусеничные машины, танки и тракторы. Они сами «несут с собой» твердое покрытие, расстилая его в виде гусениц под колеса.

Трение качения используют в шариковых подшипниках. Каждый из них состоит из двух соосных колец, пространство между которыми заполнено одинаковыми шарами или циліндриками (роликами). Внутреннее кольцо туго насаживается на ось транспортного средства, а внешнее закрепляется в теле и вращается вместе с ним. Каждый шарик катится одновременно по выпуклой поверхности внутреннего кольца и по вогнутой поверхности внешнего большого кольца.

Деформацию колец и шариков в точках прикосновения снижают, изготавливая их из твердых материалов. При значительных нагрузках на подшипник (например, в большегрузных автомобилях) давление на шарики и кольца достигает огромных значений, потому что участок их контакта имеет очень маленькую площадь. В этих случаях вместо шаров применяют цилиндрические ролики, соприкасающиеся с кольцами не в одной точке, а вдоль отрезка прямой. Площадь соприкосновения в результате этого увеличивается, а давление уменьшается.