|
@ После проведенной работы на этане определение цели урока достаточно обобщить проведенные наблюдения и сформулировать их в виде формулы , n N, где а ≠ 0, (а также, возможно, в словесном виде: степень с целым отрицательным показателем и с основой, отличной от нуля, равна дроби, числитель которой - единица, а показатель - степень с тем же основанием и противоположным данном (натуральным показателем; однако требовать от учащихся воспроизведения этой формулировки не следует). При этом необходимо обратить особое внимание учащихся на то, что степень с целым отрицательным показателем имеет смысл только при ненулевом значении основы степени, поэтому, в отличие от степени с натуральным показателем, степень числа 0 с целым отрицательным показателем не имеет смысла (см. опорный конспект). Поскольку для решения многих задач полезным является определение степени с целым отрицательным показателем, записанное на случай, если основа с дробью вида , поэтому сразу по окончании рассмотрения примеров на прямое применение определение степени с целым отрицательным показателем учитель или предлагает учащимся в виде задачи, или вместе с учащимися выводит определение степени с целым отрицательным показателем для степени с основой (а ≠ 0, b ≠ 0): . Рассматривая вопрос о сфере возможного применения изученного определение, следует обратить внимание учащихся на гой факт, что вычисление значений выражений, содержащих среди других арифметических действий действие возведение числа в степень, следует помнить о существующем порядке выполнения действий различной степени, а также о том, что во время вычисления значения степени с целым отрицательным показателем сначала применяется определение степени, а затем вычисляется значение степени с натуральным показателем (по определению степени с натуральным показателем).
VI. Формирование умений Выполнение устных упражнений 1. Вычислите: 24; (-3)2; (0,1)3; (-1)8; ; ; (-15)9; 0,30; ; 00. 2. Замените дробью степень с целым отрицательным показателем. Заполните пропуски: ; ; ; . 3. Замените дробь степенью с целым отрицательным показателем: ; ; ; Выполнение письменных упражнений Для реализации дидактической цели на этом уроке следует решить задачи следующего содержания: 1. Запись степени с целым отрицательным показателем в виде дроби и наоборот. 1) Замените степень с целым отрицательным показателем дробью: а) 10-6; б) 9-2; в) -1; г) х-20; д) (ab)-3; в) (а + b)-4. 2) Замените дробь в степень с целым отрицательным показателем: а) ; б) ; в) ; г) ; д) . 2. Запись числа в виде степени с заданной основой. 1) Подайте числа 4, 8, 16, 32, 2, 1, ,,, в виде степени с основанием 2. 2) Подайте числа: а) 8, 4, 2, 1, , и в виде степени с основанием 2; б) , , , 1, 5, 25, 125 в виде степени с основанием 5. 3. Вычисление значений числового выражения (то имеет вид степени с целым отрицательным показателем или содержит такой степень). 1) Вычислите: 9-2; 15-1; 3-3; 5-4; 120; (-2)-4; (-3)-3; 0,5-2. 2) Найдите значение выражения: а) 5 ∙ 102; б) 16 ∙ 2-5; в) 5-3 : 250; г) 3 : 2-3; д) 2-4 +2-2; е) 2-3 - 2-4; ж) 6-1 + 3∙3-2; с) 4-1 - 3-2. 3) Найдите значение выражения: а) 256 ∙ 2-8; б) 0,1-2 + (-1)-24; в) 1,5-3 : 2,5-2; г) ; д) ; е) . 4) Найдите значение выражения: а) 1-1 + 2-1 + 3-1 + 4-1; б) ; в) ; г) (2 + 2-1)-2 - (2 + 2-2)-1. 4. Сравнение с нулем значение выражения. 1) Сравните с нулем значение степени: а) 9-5; б) 2,6-4; в) (-7,1)-6; г) (-3,9)-3. 5. Запись в виде рациональной дроби выражения с переменными, содержащего степень с целым отрицательным показателем. 1) Представьте выражение в виде рациональной дроби: a) 4а-2b-1; б) 7-1ab-5; в) х-2в-3; г) (а + b)-2. 2) Упростите выражение: а) (а + 5)-2(3а + 15); б) (а-2 - b-2) : (a + b); в) (b - 4)-1 - (b + 4)-1; г) (x-3 - y-3) : (х2 + ху + y2); д) ; е) . 6. Логические упражнения и задачи повышенного уровня сложности для учащихся, имеющих достаточный и высокий уровни знаний. 1) Представьте в виде дроби выражение: а) ху-2 - х-2у; б) ; в) mn(n - m)-2 - (m - n)-1; г) (х-1 + у-1)(х-1 - в-1). 2) Упростите выражение: а) ; б) . 3) выражение пропущено?
7. На повторение использование свойств степени с натуральным показателем: 1) Запишите в виде одночлена стандартного вида выражение: а) -5х3у2 ∙ 2ху3; б) (-3a2b4)2; в) (-2xy5)3; г) (m4n3)2 ∙ (-mn)3. 2) Найдите значение выражения: а) 55 ∙ 23; б) 44 ∙ 1,254 ∙ 24; в) 0,59 ∙ (23)2; г) 2,55 ∙ 0,72 ∙ 0,45. @ Упражнения к уроку направленные на усвоение учащимися сформулированного определения, а также на формирование умения переходить от записи, содержащий целый отрицательный показатель, к записи, содержащий дробь (с противоположным натуральным показателем), и наоборот. Этому будет способствовать выполнение учащимися упражнений с прямым указанием на выполнение указанных действий и вычисление значения выражения, а также исследовательские упражнения (см. выше).Розв'язання упражнений на повторение - на применение свойств степени с натуральным показателем - способствовать подготовке учащихся к изучению соответствующих свойств степени с целым отрицательным показателем.
VII. Итоги урока В любом из случаев правильно выполнено действие? а) 3-2 = 32; б) ; в) ; г) .
VIII. Домашнее задание 1. Изучить определение степени с целым отрицательным показателем, а также свойства, полученные во время выполнения письменных упражнений. 2. Решить упражнения на применение определения и сформулированных на уроке свойств. 3. Повторить основное свойство степени с натуральным показателем и ее последствия, решить упражнения соответствующего содержания.
|
|