Задачи и упражнения для самоконтроля
1. Выпишите в один столбик возгласы, а во второй
- звукоподражательные слова.
1. Эй, прослала
нива черное полотно. Льется желтая ливень - сеется зерно. Сейся, родись, колосом
розвийся, засівайся, ниво, людям на добро (В. Симоненко). 2. Ой веснянко белая,
откуда ты прибежала? Откуда, откуда, откуда упали цветы на поля? (В. Крищенко)
3. Ах, так хорошо, захватывает дух, летишь, кажется, куда-то далеко, оторвавшись
от земли (М. Коцюбинский). 4. Охотник услышал лишь: «Кур! Кур! Кур!» (О.
Иваненко) 5. Каштаны падают на мостовую: тук-тук-тук-тук (М. Ткач). 6. Пестрая
зозуля гуляла беззаботно и всех дразнила: ку-ку! ку-ку! (О. Иваненко) 7. О,
если бы я мог вернуть неповторную юность мою (В. Сосюра). 8. Эй, удармо в
струны, братия, в золотых (Г. Рыльский). 9. Тук-тук!.. - тихонько застукотіло
на верхней ветке (О. Иваненко). 10. Ой березо кудрявая, ты красавица лесная! Ты
расти, здіймайсь на славу (О. Ющенко). 11.О земля родная, сколько в тебе красоты
ясной и живой силы! (И. Гончаренко) 12. А журавли все летели и летели. Они
кричали при этом: «Курли! Курли! Курли! Кру-кру!» (О. Иваненко)
2. Прочитайте текст. Объясните правописание междометий.
Был себе, жил себе
небольшой жучок. А какой он был - может, хотите знать? Ох, трудно сказать о
это... Как садился он на веточке, птички говорили: - Вон зеленый жучок, зловімо его!
И порхая-порхая к нему. И разве он глуп был, чтобы так и дать себя съесть! Он -
дж-дж - расправил крылышки и полетел...
Как-то утром
проснулся он и полетел напрямик, над лесной поляной, до пруда...
- Ой, что это такое? -
вдруг закричал жучок, - Кто это ловит меня?
Действительно, будто что-то
запутало его ножки... Какие-то тоненькие серебряные ниточки летали в воздухе (По А. Иваненко).
3. Найдите
междометия и звукоподражательные слова, объясните их написание и пунктуацию.
1. Пение овсянки
состоит из отдельных выкриков, которые условно можно записать так: «Или-чит!.. Чит-чит-чирз-с-с!».
2. В украинском фольклоре песня овсянки имитируется словам так: «дед, Дед,
сей ячмень!». Или: «Бросай сани, бери воз-с-с!.. да и поедем по рогоз-с-с!». Или
еще: «Телегіз-с-с! покинь сани, бери воз-с-с!» 3. Перепелка увидела пенек и
говорит: «Под пенек! Под пенек!». 4. Журавль идет за плугом и кричит: «Турли! Турли!».
5. Деркач говорит: «Придерж-ж-ж. Придерж-ж-ж!» (По А. Воропаєм).
4. Объясните, какими частями речи, членами
предложения (или, может, предложениями) выступают выделенные слова. Какова их стилистическая
роль? Что вам известно о сечевых стрельцах?
Гей, вы, стрелки сичовии,
Раз, два, три!
Ваших девушек сердце
млеет,
Раз, два, три!
Вы вперед все
поступайтесь,
Ни на что не
оглядайтесь,
Раз, два, раз, два,
раз, два, три!
«Гей, вы, стрелки сичовии»
5. Сделайте анализ междометий, указав на
значения, которые они выражают в предложении. Выясните грамма тическую природу
слов-предложений, выраженных вигуковими словам.
1. Дед Карась все
понял. Задумано здоровой - Н-но, кося! - тоненько крикнул он и кнутом
помахал в воздухе (О. Бойченко). 2. «Тру-ту-ту-у!» - все выше и выше поднимает
над лесами свою победную мелодию рог... 3. Глаза на этого господина Никонора машет
рукой и пренебрежительно кривит одно слово: «Ет!». 4. Ох, тот дневник... Хоть бы он
не попал в чужие руки... (М. Стельмах). 5. -Спасибо, - сказала наконец
Ульянка. - Я забыла, что надо поблагодарить. 6. Ух, как трудно держать язык за
зубами! 7. Ой, снега, снега! Пришла в лес зима... 8. Вот как компот начал уже
клокотать и ворчать: « вар-вар-варрюсь », Ульянка невзначай глянула в окно и
увидела на снежной белой одеяле следует. 9. - Ого-го! И здесь, пожалуй, на одну
подводу не заберешь! 10. Вот именно этой минуты Ульяна и услышала в отдалении крик. -
А-га-га! - докатилось до нее, как луна. 11. Везде только и слышно было:
финь-финь, - короткое молчание, и а-ха-ха!.. Финь-финь, а-ха-ха!.. (О.Донченко)
12. Прочь с моих глаз долой! (М. Коцюбинский) 13. Ура! Ура, Панченко! - дружно
раздаются возгласы в зале (О. Бойченко).