Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

КУЛЬТУРА МАССОВАЯ - особый способ бытия культуры, что производится и воспроизводится при помощи воздействия средств массовой коммуникации, которые культивируют направленность на стандартизацию системы доминирующих материальных и духовных ценностей, типов социального поведения, представлений, мыслей и т.д.

Главным признаком К. м. является вторичная (в отличие от исторически сложившегося) система культурных ценностей, предназначенных для массового потребления.

Как следствие К. м. требует и порождает развитую инфраструктуру, определяющими элементами которой являются средства массовой коммуникации, шоу-бизнес и другие виды поточно-конвейерного-ва ее ценностей, направленных на массовое непритязательное восприятия. К. м. отличается высоким уровнем стандартизации музыкальных, кинематографических и т.д образцов, которые культивируют типичные ценностные ориентации. Именно неосознанная массовая согласие в таких ценностях дает основания для выделения К. м. как особой формы бытия культуры и сопоставление ее с высокой или элитарной. Более корректно сопоставлять К. м. не только с высокой, но и с народной (фольклорной).

Теорет. разработки проблем К. м. начались с возникновения идей о том, что главными структурными элементами общества являются элита и потребляющая культуру масса.

Еще в XVI ст., М. Монтень заметил одиночество человека, в которую она попадает вследствие возникновения постфеодального общества, что в культурном плане характеризовалось массовым отходом от религии и неслыханным моральным давлением на личность, Как выход из данной ситуации он предложил размышление, Позже именно направленность на размышление стала функциональному признаку К. м, В условиях абсолютного доминирования такой ориентации К. м. приводит к отчуждению от культуры через формирование негативного отношения как к высокой, или класс, так и к народной или фольклорной культуры.

К. м. обременена фундаментальными противоречиями, которые формируют неоднозначное отношение к ней социологов, философов, политиков и самих потребителей. С одной стороны, она почти неограниченные возможности репродуцирования делает доступными для широких масс все достижения современной мировой культуры, а с другой - они подаются (с целью достижения именно доступности и облегчения восприятия) в препарированном виде, в "усредненной", упрощенной форме, что не только не способствует повышению уровня аналит. восприятие действительности, а, наоборот, снижает интеллектуальный уровень ее потребителей, культивирует социальную пассивность и т.д.

В противовес тем социологам, кто достаточно позитивно относится к К. м. как таковой (Е. Шілз, Л. Уайт и др.), негативно настроенных авторов значительно больше, Среди них наиболее известными с Т. Адорно, Г. Маркузе, Х. Ортега-и-Гассет, Э. Фромм, А. Шпенглер и др. Общ. в их взглядах является положение, согласно которому К. м. является отражением кризиса либерально-демокр, ценностей, что требует закрепления сконцентрированной в руках правящей элиты бесконтрольной полет, и экон. власти и преобразования ее с помощью средств массовой коммуникации (СМК) на власть духовную через пропаганду мифологемы "вечности" и "неизменности" именно этих ценностей.

Таким образом, в условиях постоянных кризисных ситуаций, в которые периодически попадает современное общество, главной функцией К. м. является интегрирование с помощью политики сознательного культивирования массовой ориентации на потребность в развлечении разнонаправленных (идеологически, политически, культурно) индивидов, социальных групп в существующую систему сусп. отношений.

Тесной связью К. м. и СМК обуславливается тот факт, что соціол. исследования К. м., ее носителей превращаются в исследование особенностей функционирования СМК в обществе, социального адресата и эффективности их сообщений, В этом отношении интересной является изменение ими своего названия. Сначала они наз. почти во всем мире средствами массовой агитации и пропаганды, затем - средствами массовой агитации, впоследствии - средствами массовой информации, ныне - ЗМК. Как следствие направленности современных СМК на культивирование ценностей К. м. является тот факт, что в современном лексиконе (и не только полет , но и наук.) можно встретить и такое их название, как средства массовой дезинформации.

Функционирование К. м. характеризуется тем, что она направляет социальную активность масс в сферу потребления препарированных культурных образцов, чем значительно сужает возможности их социального творчества.

Хотя главным заказчиком и носителем К. м. является средний класс, ее потребителем можно считать общество в целом и даже человечество как таковое. Поэтому К. м. не может не влиять и на элиту, культуре которой она противостоит. Примером такого положения вещей можно считать, в частности, расширение применения всеми без исключения категориями населения и постоянный рост в количественном отношении особого маскультурного сленга. Постепенно становятся общ. употребляемыми такие понятя, как: хит - парад, хэппи-энд, шлягер, шоу, паблисити, масс-медиа, секс - бомба, плейбой, поп-арт, кэч, кич, порно-кич, спонсор, стриптиз, звезда, и т.д.

Кроме того, через неоднородность среднего класса Л. м. начинает постепенно структурироваться согласно его структуре. То есть появляются предназначенные для удовлетворения вкусов высших слоев среднего класса ее образцы, претендующих на определенную интеллектуальность и приближения к класс, искусства, остаются по способу своего функционирования типичными ее проявлениями. Данная тенденция имеет название "мідкультура".