Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

КУЛИШ Пантелеймон Александрович (08.08.1819, городок Воронеж, ныне пгт. Шосткинского района Сумской обл. - 14.02.1897, хутор Мотронівка, вблизи г. Борзны, ныне Черниговской обл.) - укр. писатель, историк, фольклорист, этнограф, переводчик. В 1837 - 1839 гг. учился в Киевском ун-те как свободный слушатель. С 1840 г. учительствовал в Луцке, Киеве, Рійному, преподавал в Петербургском ун-те. В 1847 г. арестован за участие в Кирилло-Мефодиевском т-ви и сослан в Вологду (заменено службой в Туле). Покаявшись, получил разрешение (1850) переехать в Петербург. В 60-х гг. находился на гос. службе в Варшаве.

Мировоззрение, лит. и наук, деятельность К. чрезвычайно противоречивы. Соціол. содержания полны прежде всего его размышления на темы города и села, Европы и хуторянства. их основой являются принципы двойственности двух природ человека, двоякого естества души. "Сердце" человека и "внешнее" в ней - всегда по обувают в конфликте, в борьбе между собой. С этих позиций К. проповедовал свою социальную теорию хуторянства. Стремление к жизни на хуторе - это стремление к жизни сердца. "Естественная простота дает человеку чистое сердце... Никакая наука такого правдивого сердца не даст. Наукой мы только ум себе прибільшуємо".

Итак, антитеза "хутор - город" следует из антитезы "сердце - голова". Именно село, хутор дает возможность почувствовать "простое чувство бытия, дорогоцінніший подарок Провиду, источник всех радостей, всех поэтических движений сердца". "Хуторянское" жизнь - это жизнь естественная, и только оно дает возможность отбросить все лишнее и ненужное. Кроме того, городская жизнь не может выполнить "великий завет святой воли", не дает возможности познать истину, выступает против народности ("они какую-то неподобну язык в огородах повисиджували"). А потому К. призывает убегать от городской жизни и хоть иногда возвращаться "к первобутної дикости и суровости души".

С этих же позиций мыслитель решает и антитезу "Европа и хуторянство". В Европе К. поражает мещанство. "В них человек по-первое за все - мещанин". "История прошлого их жизнь очень интересна, современность плевое до відвороту", "Путь по Европе - безграничная улица". "Город очень вподобається егоїзмові, это логово, в котором богатый безопасный от братских претензий бедных на его имение". "Мало строя в европейской цивилизации".

С этого К. делает вывод: "Надо городам рассыпаться на села, на хутора и съезжаться только к контор на заседания на короткое время, никак не засиживаясь в огромных скоповищах населенности, не образуя дороговизны, не наживая рівнодушності к небогатых, не разрывая соседских связей с крестьянами - только тогда бедность как-нибудь урівнялася бы с богатством". К. предлагает "оселянити" великоміську Европу. Европе он проповедует хуторянскую Украину. Не урбанизацию должен иметь в виду социальный реформатор, а дезурбанізацію, "селянизацію" фермеризацію. В укр. хуторянстві К. видит ключ к решению социальных проблем.

Тв.: Письма с хутора //Основа. 1861. № 1 - 4, 11 - 12; Хуторская философия и удаленная от света поэзия // Хроника-2000. 1992. №2-6.