Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

КУЛИ Чарлз Хортон (1864 - 1929) - амер. социолог, проф. Мичиганского ун-та, один из основоположников інтеракціоністського направления в социологии, автор концепций малых групп и "зеркального "Я". Пытаясь преодолеть противопоставление человека и общества, индивидуального и социального, К. в своих работах "Природа человека и социальный порядок" (1902), "Социальная организация" (1909), "Социальный процесс" (1918) и др. рассматривает личность и общество в процессе органичного взаимодействия, поскольку они едины как части общего целого.

В системе сусп. и межличностных связей К. выделяет два типа образований, функционирование которых органично переплетается и интегрируется общ. и индивидуальное в человеке. Это первичные группы и вторичные социальные ин-ты. К. основал теорию малых групп и ввел этот термин в наук, обиход.

Первичные группы - это прочные, стали малочислены сообщества, такие как семья, детские игровые коллективы, соседи, местные общины то др. ассоциации, с которыми общается индивид, Характерными признаками первичной группы являются неформальные связи, непосредственное общение между членами, где отношения основываются на чувствах близости, симпатии, уважения, взаимодоверия, признанных системах ценностей, идеалов. Это и "первичная кооперация и ассоциация индивидов, которая непосредственно формирует социальную природу и духовный мир индивида, систему его личностных связей, Термином "первичная группа" К. как бы подчеркивает приоритет и значимость ее для формирования личности. Вторичные социальные ин-ты - это совокупность таких элементов общества, как классы, этносы, церковь, партии, идеология, язык, традиции, системы воспитания, коммуникации и др., в которых индивид участвует частично как носитель определенной функции. Вторичным социальным ин-там свойственны безличные отношения. Они - "вторичный" следствие межличностных (первичных) отношений.

Общество существует как целостный организм благодаря взаимодействию между его составными элементами - индивидами, группами. Основой человеческих отношений является коммуникация, которую он понимает как механизм существования и развития всех форм взаимоотношений, обусловленных психической природой человека. Взаимоотношения между индивидами обусловливают формирование определенных ассоциаций людей ("первичных групп"), в которых формируется самосознание индивида, начиная от "самоощущение" до появления социальных чувств (любви, дружбы, сострадания и др.) К. не разграничивает чувства и разум и психологізує последний. Поэтому "самоощущение" для него выступает как синкретичность відчуттєвого, чувственного и мыслительного (рационального). С инстинктивным "самоощущением" индивид начинает общаться в первичных группах (родители, родственники, знакомые, товарищи), постепенно расширяет границы своих социальных контактов, взаимодействует с системой «вторичных» элементов, осваивает общение через другие формы взаимоотношений, усваивает социальные нормы и формируется как личность.

Основой этого процесса социализации является концепция "зеркального "Я" К.

К. утверждает, что социальность индивида начинается с психол. контактов с другими людьми, с осознания своего "Я", понимание частностей, особого существования других "Не - Я" ("Он", "Мы", "Они"). С этого начинается формирование социализации индивида, поскольку социальное - это сознательное, а социальное действие всегда предполагает приспособление, согласование индивидом своих поступков или деятельности с представлениями других людей о его "Я". Другие индивиды являются тем зеркалом, благодаря которому социализируется "Я": их восприятие или осуждение, разрешение или запрет, одобрение или осуждение - это те социальные механизмы, формирующие образ собственного "Я" индивида, которому не безразличен имидж, который создается вокруг его лица. Это дает индивиду чувство личной уверенности, гордости, определенности или унижения, презрения, стыда, неуверенности.

Механизм формирования личностных характеристик в концепции "зеркального "Я" К. включает три момента: 1) каким "Я" сприймаюсь другим индивидом; 2) как он оценивает мой образ; и - как следствие - 3) чувство гордости или унижения "Я" ("самоуважение" - по терминологии К.).

Таким образом, К. по-своему раскрывает диалектику взаимодействия индивидуального и социального, то есть безличного "Над - Я", носителем которого является общество.

Социология К., его концепции малых групп, социализации повлияли на развитие социологии (в частности, інтеракціоністських концепций) и психологии.