Выборы - процесс политического волеизъявления граждан, которые по закону наделены правом голоса. В политологии и теории конституционного права В. рассматриваются как форма непосредственной демократии, на основании чего формируются представительные органы власти и органы местного самоуправления путем голосования. В. рассматриваются также как способ формирования коллегиальных структур и органов государственной власти, местного самоуправления, руководства политических партий и других объединений граждан на представительных форумах - съездах, конференциях, собраниях, а также коллегиальных и иных органов управления предприятий, учреждений, организаций.
Как политический институт И. имеют длительную историю становления и развития. Начало избирательной процедуры находим еще в эпоху так называемой родовой демократии, когда прямое народовластие - народные собрания, в которых участвовало все взрослое население рода или племени, дополняется представительными институтами, такими как советы старейшин, которые олицетворяли первоначальную форму представительной власти. Прототипом современных выборов органов власти следует считать процедуру, произведенную реформами Солона и Перикла, которая предусматривала выборность на самые высокие должности в Афинской республике и их подконтрольность со стороны избирателей. Именно в этот период был впервые применен не только возрастные, но и имущественные и социальные цензы, а также ценз пола. Правом голоса обладало лишь мужское население полисов - городов - республик, тогда как женщины и рабы такого права не имели. В целом же античная демократия характеризовалась изменяемостью власти, которая достигалась путем использования такого инструмента, как выборы. Выборность органов власти и отдельных лиц на государственные должности тесно связана с таким явлением политической жизни, как партии. Зародившись еще в Древней Греции, они действовали и во времена Римской республики. В этот период В. как инструмент достижения политической власти приобретают расцвета и совершенствования, сохраняя при этом цензу ограничения по признакам возраста, пола и социального статуса.
В эпоху средневековья представления о демократии и ее институты существенно трансформировались по сравнению с античными временами. Политическая система этой эпохи характеризовалась абсолютизмом монаршей власти, а потому выборы как элемент политической культуры встречаются крайне редко. Вместе с тем именно во времена позднего средневековья в ряде стран Европы зарождается такое учреждение, как парламент. Речь идет о испанские Кортесы, французские Генеральные Штаты, английский Парламент. Развитие парламентаризма дал существенный толчок и для развития избирательного права и законодательства. Появляются варианты избирательных систем - мажоритарная, пропорциональная и смешанная. Однако характерной чертой политических В. вплоть до XX в. было наличие всяческих цензов и ограничений. Вследствие этого В. осуществлялись без учета принципов всеобщности и равенства, то есть были недемократическими. Борьба за равные избирательные права стала одним из лейтмотивов политических движений на рубеже ХІХ - ХХ вв.
В истории украинских земель В. появляются во времена Запорожской Сечи и Казацкой республики. Путем сословных выборов избиралась Генеральная и Старшинский совет, который в свою очередь выбирала гетмана. Став частью Российской империи, которая строилась на началах абсолютизма и централизма в управлении, И. как таковые исчезают из политического обихода украинцев. Поскольку часть украинских земель находилась в составе Австро-Венгерской империи, которая строилась на принципах конституционности, то начиная с 1861 г. жители Галичины выбирали депутата в сейм - орган земельного самоуправления. Начиная с 1905 г. западные украинцы пользовались всеобщим избирательным правом. Борьба за равные избирательные права была составляющей политической борьбы на подроссийской восточной Украине. Третьим Универсалом Центральная Рада приняла решение о выборы в украинский Учредительного собрания. Одобренной 29.04.1917 г. Конституции УНР предполагалось, что граждане Украинского государства обладают активным и пассивным избирательным правом, участвуют в выборах в законодательные учреждения и органы местного и общественного самоуправления. Предполагалось, что В. будут равными и всеобщими и будут распространяться на граждан, которые достигли двадцатилетнего возраста.
Следующий этап в развитии И. законодательства и практики был связан с установлением советской власти. Первая Конституция УССР (1919 г.) избирательное право распространялось только на представителей трудящихся классов и служащих, занятых на промышленном производстве, а также матросов и красноармейцев. Конституция УССР (1929 г.) не внесла существенных изменений в избирательные права граждан, но зато Конституция СССР (1937 г.) впервые за годы советской власти ввела принципы всеобщности и равенства избирательных прав без социальных ограничений. Поскольку в советские времена В. проводились на безальтернативной основе, то они носили формальный характер и были по сути "выборами без выбора". Впервые практика избирательных кампаний советского периода претерпела изменений в 1990 г., когда состав Верховной Рады избирался на альтернативной основе. В частности, право выдвигать кандидатов в депутаты получили и трудовые коллективы. Вследствие таких В. впервые за годы советского парламентаризма в законодательном органе власти удалось сформировать оппозицию. Это стало решающим шагом на пути демократизации политической системы Украины и ее национально-государственного самоопределения.
Сейчас в Украине И. проводятся в Верховную Раду Украины, Президента Украины, Верховной Рады АР Крым, депутатов сельских, поселковых, районных, городских, районных в городах, областных советов и сельских, поселковых и городских голов. За время проведения И. подразделяются на очередные, внеочередные (дополнительные), повторные и вместо тех, кто выбыл из депутатского корпуса. Условия и порядок проведения И. определяются Конституцией Украины и избирательным законодательством Украины.
Согласно Конституции Украины, ст. 76, 103 и 140, выборы осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования. Принцип прямых И. означает, что выборы всех уровней и органов власти происходят непосредственно. Мировая практика демократических стран знает также и косвенные, или опосредованные, выборы, то есть когда избрание на должность делегируется, например, коллегии выборщиков. Принцип косвенных выборов практикуется во время выборов президента США, который избирается коллегией выборщиков. Принцип всеобщего избирательного права предполагает, что активным и пассивным правом И. обладают все граждане страны, которые достигли соответствующего возраста и не ограниченные в праве голоса на основании закона. Принцип равенства избирательного права означает, что гражданин участвует в выборах на равных основаниях с другими гражданами, то есть каждый избиратель имеет равное с другими количество голосов. Секретность В. обеспечивает избирателю независимость в своих предпочтениях и во время голосования. В. является составляющей избирательной кампании - системы мероприятий и процедур, направленных на формирование законодательных и представительных органов власти путем голосования.
За годы независимости в Украине прошли апробацию несколько моделей избирательных систем: мажоритарная, смешанная, а начиная с 2004 г. впервые введено и пропорциональную избирательную систему в Верховную Раду Украины и органов местного самоуправления.
Музыченко П. Выборы в истории Украины // Юрид. вестник. - 1994. - N° 2; Сборник избирательных законов стран Центральной и Восточной Европы. - К., 1995; Кис Иван Теофил. Избирательные системы и их политические последствия // Новая политика. - 1996. - № 4; Выборы и референдумы в Украине: проблемы теории и практики: 36. / Редкол.: М. М. Рябец (председатель) и др. - К., 2001; Бебик В. М. Менеджмент избирательной кампании: ресурсы, технологии, маркетинг: Учеб.-метод. пособ. - К., 2001.
Л. Шкляр