Основы философских знаний
Раздел первый ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ
ГЛАВА ПЕРВАЯ ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ
2. Философия Китая
Сунь Ятсен.
Философские взгляды Сунь Ятсена определили активную культурно-политическую деятельность, связанную с Синьхайською революцией и историей Китайской республики. В 1894 году впервые сформулирована программа возрождения Китая. В произведении «Представление Ли Хунчжана» Сунь Ятсен предложил путь умеренных реформ сверху, направленных на ограничение произвола чиновников и коррупции, на содействие государством развития торговли и промышленности, просвещения народа, снятие ограничений на издание литературы, отмена запретов на нововведения и др. Позже в обосновании концепции «будущего Китая» сформулированы «три принципа»: национализм, народовластие, народное благосостояние. Здесь имелось в виду: осуществление национальной революции, то есть ликвидация господства маньчжуров и установление собственно китайской - ханьской - государственности; осуществление политической революции, то есть свержения имперского абсолютизма; осуществление социальной революции, то есть обеспечение социальной справедливости. Говоря о том, что имущественное неравенство - главная социальная болезнь Запада, а ее симптомом является классовая борьба, Сунь Ятсен выступал против капиталистического пути развития Китая. По его мнению, чтобы предотвратить болезни, следует предоставить равные права людям на получение земли, установить на нее цены. На склоне жизни Сунь Ятсен принцип «народного благосостояния» трактовал как принцип Великого единения. В основу социально-политического проекта положена концепция знания и действия. Осмысливая конфуцианскую идею «культурность-вэнь», Сунь Ятсен подчеркивает статус знания - культуры в истории. Всю историю Сунь Ятсен представлял как три последовательных этапа: 1) люди не знали и действовали; 2) действовали, а потом уже знали; 3) знают и потом действуют. Учение, поиск, попытка и риск - это «движущая Жена цивилизации». Историческая перспектива знания и действия, по мнению Сунь Ятсена, такая: чем больше развивается наука, тем больше отдаляются друг от друга знания и действия. Возникает «разделение знаний и разделение действий», то есть разделение умственного и физического труда, который рассматривался им как достижения исторического прогресса.
Эволюционная теория Чарлза Дарвина стала фундаментом для разработанного Сунь Ятсеном учение о трех этапах эволюции Вселенной: неживая материя, живые организмы и человек. Основу эволюции Сунь Ятсен видел в творческом хаосе, что порождает материю и космос. Этот хаос отождествляется с древнекитайской категорией тай цзы - великий предел - и западным понятием эфир. Так, Большая предел пришла в движение и породила электроны, электроны сгустились и образовали основные элементы, элементы соединились, образовали материю, материя собралась и создала земной шар. Это первый период эволюции. Теперь большинство небесных тел в великой пустоте все еще находятся в периоде эволюции. Второй период - это рождение и развитие биоэлементов - живых клеток. Это переход от крохотного до заметного, от простого к сложному. Принцип борьбы за существование и естественный отбор составляют основную закономерность. Третий период охватывает все процессы, начиная от деления клеток, появления видов, включая эволюцию видов вплоть до появления человека. Принцип эволюции видов не распространяется на человеческую историю, в которой действуют другие законы - законы «знания и действия». Залог успехов своих проектов Сунь Ятсен видел в преобладании китайской цивилизации, ее культурных традиций над миром Запада даже в условиях временного естественно-научного и технического отставания.
Теория знакомит с политическими реальностями Европы и США. Убежден в том, что только демократия может спасти Китай, Сунь Ятсен хорошо понимал, что благодаря влиянию тысячелетней традиции китайский менталитет легко мирится с тем, что в управлении государством принимает активное участие только выбранная меньшинство и правительство нисколько не считается с мнением большинства общества. Поэтому Сунь Ятсен стремился активизировать деятельность масс, развивая свою теорию «знания и действия». Сунь Ятсен определял политику как публичное управление государством и считал, что каждый гражданин имеет право на участие в делах государства. В этом и заключается принцип равенства. Сунь Ятсен никогда не утверждал, что люди равны по физическими или интеллектуальными возможностями, не считал естественное неравенство социальным злом. Злом можно считать только искусственную неровность - ту, что навязана людям императорами и членами правительства и является причиной социальной несправедливости и народного гнева. Чтобы Государство избежала потрясений, она должна быть демократической.
В Китае более чем тысячу лет функционировала экзаменационная система, благодаря которой в ряды чиновничества отбирались только способные и талантливые молодые люди. Такая модель демократии подходит не только для Китая, но и для любой страны. Преемник Сунь Ятсена философ Цзин Цзені (Гом Канші), не успел превратить его планы в реальность, потому что с 1937 по 1945 год китайская народно-освободительная армия нанесла поражение гомінданівській армии только на Тайване, куда Гом Канші сбежал, где он модернизировать тайваньское общество.
Одним из выдающихся китайских философов и историков философии XX в. является Фин Ю-лань, который родился в провинции Хэнань, получил образование в Хубеї, затем учился в Шанхайском университете и уже тогда увлекся западной философией. В 1923 году Фин Ю-лань уехал в Америку, где в Колумбийском университете защитил диссертацию, а затем вернулся в Китай, где читал курс философии в китайских университетах. В 30 - 40-е годы XX в. Фин Ю-лань сформулировал собственный философский метод - синь лісюе, то есть новое учение. Понятие «лісюе» используется для признания неоконфуцианства - учение, возникшее в период господства династий Суй и Минь. Философское кредо Фин Ю-ланя изложен в «Новом рационализме». Философия Фин Ю-ланя есть оригинальный вариант неоконфуцианства XX вв. Дальнейшее развитие китайской философии определялся стремлением осмыслить духовно-исторический опыт европейской цивилизации и растущие интеграционные процессы в мире, сохраняя и развивая собственное культурное достояние.