СТИЛИСТИКА ЯЗЫКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ
Урок № 23
УРОК РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ № 9. СОСТАВЛЕНИЕ ДИАЛОГОВ - ОБСУЖДЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫБРАННОЙ ТЕМЕ
Цель: совершенствовать умение вести диалог-обсуждение определенной темы, повышать культуру речи; развивать мовленнєво-коммуникативные умения, риторические способности, критическое мышление; воспитывать толерантность, дипломатичность, вежливость.
Тип урока: урок развития коммуникативных умений и навыков.
ХОД УРОКА
И. Организационно-мотивационный этап
► Прочитайте высказывания. Согласны ли вы с высказанными в них мыслями?
1. Общаясь, люди создают друг друга (Д. Лихачев).
2. В дискуссии рождается истина.
► Что такое дискуссия? По толковому словарю это широкое публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса. Обсуждать значит обмениваться взглядами, соображениями, впечатлениями с кем-нибудь, детально анализируя, рассматривая что-то; высказываться по очереди о чем-либо, давая определенную оценку, оценивать.
► О чем пойдет речь на уроке? Выясните задачи урока («Синтез мыслей»).
II. Исполнительно-деятельностный этап
► Подумайте, какие проблемы вас волнуют? На какие вопросы хотели бы получить ответы? (Методом «Карусель» собирается информация для дальнейшей работы)
► Что значит быть счастливым? Как вы это понимаете? (Актуализация личного опыта методом «Ґронування»)
► Прочитайте высказывания. Какая позиция в них отстаивается? Согласны ли вы с такой точкой зрения? Ответ обоснуйте.
1. Счастье - это не станция, на которую вы прибываете, это манера путешествовать.
2. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием.
3. Всякий своего счастья кузнец.
► Прочитайте текст, спроектированный на доске (или представлен в раздаточном материале). Согласны ли вы с тем пониманием счастья, о котором говорится в тексте? Изменилось ли ваше мнение после прочтения текста?
Все на свете ищут счастья-и существует один верный способ найти его. Для этого вы должны научиться управлять своими мыслями. Счастье не зависит от внешних условий. Оно зависит от условий внутреннего порядка.
Вы счастливы или несчастны не благодаря тому, что вы имеете, и не в связи с тем, кем являетесь, где находитесь или что делаете; ваше состояние определяется тем, что вы об этом думаете. Например, два человека могут находиться в одном и том же месте и заниматься одним и тем же; оба могут иметь примерное количество денег и одинаковое становшце - и все же одна может быть несчастливой, а другая счастливой. Почему? За разницу в настроении. Я встречал не меньше счастливых лиц среди китайских кули, которые не покладая рук работали в жаркую погоду в Китае за семь центов в день, чем встречаю на Парк-авеню в Нью-Йорке.
По утверждению Шекспира, ничто не является хорошим или плохим,- все зависит от того, как мы смотрим на вещи.
Эйб Линкольн однажды заметил, что «большинство людей счастливы настолько, насколько они решили быть счастливыми» (С Дейлом Карнеги).
► Объединитесь в пары и обсудите эту проблему. Постройте диалог на тему «Как быть счастливым». Старайтесь в репликах выразить свой рецепт счастья.
III. Контрольно-коррекционный этап
► Обобщение результатов проведения «Карусели», выявление актуальных тем для обсуждения.
► Выберите из составленного перечня одну из проблем, что вас волнует. Обсудите ее с соседом по парте. Выскажите в диалоге-обсуждении свои мысли, используя материалы художественной литературы, прессы, радио, телевидения (метод «Аквариум»). Оцените составленные диалоги по алгоритму (само - и оценка работы в парах).
► Рефлексия.
1. Достигли поставленной цели урока?
2. Какие знания и умения, полученные на уроке, будут полезны в повседневной жизни?
IV. Домашнее задание (на выбор)
► Предложите интересные и актуальные темы для обсуждения со сверстниками.
► Постройте диалог по содержанию художественного произведения, который изучаете на уроках украинской или зарубежной литературе.
► Постройте диалог по содержанию художественного фильма, который вы смотрели.