УРОК № 23
Тема. Произношение и написание -ого — о[ва], -его — е[ва]. Правила употребления ь и ъ
Цель: дать учащимся понятие о написании и произношении –ого — о[ва], -его — е[ва]; углубить знания учащихся об условиях выбора разделительных ь или ъ; учить применять правила на практике; воспитывать интерес к русскому языку.
Ожидаемые результаты: учащиеся правильно пишут и произносят -ого —о[ва], -его —е[ва];
знают правила употребления ь и ъ; умеют находить изучаемые орфограммы в словах.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Задание учащимся.
Вставьте пропущенные буквы. Определите, на какое правило подобраны слова.
Под..ём, обез..яна, птич..я, рыбач..я, двер..ю, об..езд, с..ёмка.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ 0 Проверка домашнего задания.
- Творческий диктант.
Сочетания слов замените одним словом с соответствующим значением.
Птенец курицы (цыплёнок). Инструмент для вычерчивания окружности (циркуль). Прикрикнуть на кого-нибудь (цыкнуть). Точная выдержка из какого-нибудь текста (цитата). Знак, обозначающий число (цифра). В древнегреческой литературе — одноглазый великан (циклоп). Насекомое, обитающее в Крыму (цикада). Болезнь, вызываемая недостатком витаминов в организме, при которой кровоточат дёсны (цинга).
- Индивидуальная работа по карточкам.
КАРТОЧКА № 1
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Берёзовая рощ.., вкусная пищ.., ш..повник, ч..шка, щ..вель, ч..деса, площ..дка, ч..лки, кач..ть, навещ..ть, зайч..та, лыж.. , овч..рка, пруж..на, брош..ра, параш..т, ж..ри.
КАРТОЧКА № 2
Вставьте сочетания сн и стн. Подчеркните непроизносимые согласные.
Ме..ость, вку..ый, окре..ость, опа..ый, ле..ица, чуде..ый, нена..ый, интере..ый.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- Слово учителя.
Прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже имеют окончание -ого или -его. Произношение этих окончаний — -о[ва], -е[ва].
- Тренировочные упражнения.
1. Прочитайте слова, следя за правильным произношением сочетаний -ого, -его.
Высокого, большого, широкого, спокойного, низкого, светлого, зелёного, весёлого.
2. Запишите данные словосочетания. Вставьте пропущенные буквы.
Честн.. признания, интересн.. рассказа, прекрасн.. сада, пушист.. снега, глубок.. колодца, тих.. свиста, колюч.. кустарника, горяч.. обеда.
- Слово учителя.
Вы уже знаете, что ь и ъ не обозначают звуков, знаете, что ь играет двойную роль: служит для смягчения и может быть разделительным. ъ может быть только разделительным.
- Работа с учебником.
Прочитайте теоретический материал: [1] с. 103-104.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
- Выборочно-распределительный диктант.
Выпишите слова в три колонки: 1) с разделительным ъ; 2) с разделительным ь; 3) со смягчающим ь.
По воскресеньям я катаюсь за городом на лыжах. Очень люблю съезжать с крутых гор. Мчусь, ветер бьёт в лицо. Вокруг вьются хлопья снега. Вот небольшой подъём. Это трамплин. Лечу в воздухе, приземляюсь и мчусь дальше. Объезжаю деревья и направляюсь на другую горку.
- Тренировочные упражнения.
1. Запишите слова. Определите роль ь и ъ.
Ель — ел, жарь — жар, съёмка — Сёмка, чьей — чей, брать — брат, банька — банка, съесть — сесть, объедать — обедать.
2. Замените выделенные слова близкими по значению словами с разделительными знаками. Запишите слова.
Вода течёт из открытого крана (льётся). Совместный труд сплачивает людей (объединяет). По радио сообщили о штормовом предупреждении (объявили). Многие птицы делают гнезда из веток (вьют).
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал: [1] § 21, 22.
2. Выполнить упражнение: [1] 229.
3. Выписать из орфографического словаря 15 слов: 5 с разделительным ъ, 5 с разделительным ь, 5 со смягчающим ь.
VI. ИТОГ УРОКА
- Вопросы учащимся.
— Какое окончание имеют прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже?
— В каких случаях в словах пишется разделительный ь, в каких — ъ, а в каких ъ отсутствует?