География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ГЕОГРАФИИ
7 класс

Раздел II

МАТЕРИКИ

Урок № 27

Тема. АВСТРАЛИЯ - САМЫЙ МАЛЕНЬКИЙ МАТЕРИК ЗЕМЛИ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ, СВОЕОБРАЗИЕ ГП МАТЕРИКА. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ.

ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ, ФОРМЫ РЕЛЬЕФА И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ АВСТРАЛИИ, ИХ СРАВНЕНИЕ С АФРИКОЙ

 

Цель: сформировать у учащихся общее представление о своеобразии и особенностях природы Австралии; продолжать формировать навыки составления характеристики ГП материка по плану; продолжать формирование умения сравнивать и обобщать теоретический материал; совершенствовать практические умения и навыки учащихся работать с картами атласа, учебником и другими источниками географических знаний.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: физическая карта Австралии, глобус, атласы, учебники, портреты мореплавателей, иллюстративный материал о природе материка.

Опорные и базовые понятия: ФГП, рельеф, формы рельефа, полезные ископаемые, тектоническое строение, горы (старые, молодые), равнины (возвышенности, плоскогорья, низменности).

Географическая номенклатура: мысы: йорк, Юго-Восточный, Стоп-Пойнт, Байрон; моря: Коралловое, Тасманово, Арафурское, Тиморским; заливы: Карпентария, Большой Австралийский; проливы: Басова, Торесова; полуострова: Кейп-йорк, Арнем-Ленд; течения: Южная пассатная, Восточноавстралийское; острова: Тасмания, Новая Зеландия, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея; Западно-Австралийское плоскогорье; Центральная низменность; горы: Большой Водораздельный хребет (г. Косцюшко); реки: Муррей, Дарлінґ; озеро Эйр; пустыни: Большая Песчаная, Виктория.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Организационный момент

Определение цели и задач урока, определение места и значения темы «Австралия» в общей структуре курса.

 

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Прием «Интеллектуальная разминка»

• По какому плану составляется характеристика материка?

• Почему изучение любой территории начинается с изучения ее ГП?

• Что вам известно об Австралии? (Ориентировочно: самый маленький материк, самый жаркий, самый отдаленный, «все наоборот», одно государство, много сумчатых животных)

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Прием «Удивляю всех»

Учитель. Австралия - материк странный, ибо все там наоборот для нас: в январе - лето, деревья зимой сбрасывают не листья, а кору, через пустыни без топора не пройдешь, животные имеют сумки. Интересно узнать о такой материк больше?

Учитель предлагает ученикам продолжить (опережающее домашнее задание).

 

IV. Изучение нового материала

1. Прием «Творческая лаборатория»

Развернутый план этапа

1). Характеристика ФГП материка по плану

Ученики работают в группах самостоятельно, пользуясь планом в справочнике ученика, текстом учебника и картами атласа. После выполнения работы каждая группа отчитывается о выполнении работы и дает ответ на один из пунктов плана.

Ученики с помощью учителя делают общий вывод об особенностях ГП и их влияние на природу материка (удаленность, изолированность - своеобразная природа; пересекается почти по середине южным тропиком - сухой, жаркий климат).

2). История открытия

Рассказ учителя, опережающие задания учащихся.

3). Тектоническое строение

Работа с тектонической картой

4). Рельеф

Рассказ учителя, ученики наблюдают за картой.

5). Полезные ископаемые

Ученики называют их за картой, учитель направляет внимание на связь их расположение по происхождению.

В процессе работы учащиеся подписывают и наносят на контурную карту географическую номенклатуру.

2. Прием «Географический практикум»

Учащиеся самостоятельно сравнивают рельеф Австралии и Африки. Результаты оформляют в виде таблицы.

 

Признаки сравнения

Австралия

Африка

1. Что составляет основу материка

 

 

2. Плоскогорье

 

 

3. Низменности

 

 

4. Горы

 

 

5. Область складчатости

 

 

 

После выполнения работы подводится итог, учащиеся делают вывод.

 

V. Закрепление изученного материала

1. Прием «Микрофон»

• В чем особенности ГП Австралии?

• Откуда пошло название материка, кто и когда его открыл?

• Особенности рельефа Австралии.

• Почему в Австралии нет вулканов и ледников?

• На какие полезными ископаемыми богат материк?

2. Прием «Аукцион»

 

VИ. Итог урока

Прием «Пресс-конференция»

Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что больше всего поразило?

Прием «Да - нет»

• Австралия самый маленький материк Земли.

• На материке есть действующие вулканы.

• В Австралии есть высокие горы.

• Материк не имеет территорий с современным обледенением.

• Вдоль северо-восточной части материка протянулся Большой Барьерный риф.

• Австралию открыли китайцы.

• В Австралии много месторождений нефти и природного газа.

 

VII. Домашнее задание

• Проработать текст учебника.

• Закончить работу в контурных картах.

• Подготовить дополнительный материал, что касается внутренних вод и климата материка.

• Составить кроссворд с географической номенклатурой материка.

 

Дополнительный материал к уроку

В 1851 году австралийский континент является английской колонией для каторжников. Там были найдены месторождения золота - и началась «золотая лихорадка», которая способствовала притоку переселенцев. С 1851 по 1861 г. численность населения материка удвоилось. В 1856 году австралийские золотоискатели добыли 95 тонн золота, а в 1893 году - 1300 тонн (в основном в западной Австралии, где и сейчас добывают золото). Именно здесь находится самый большой в мире карьер по добыче золота: ширина 2 км, длина 3 км, глубина 400 м. Австралия занимает третье место в мире по добыче золота (первое - ПАР). Самый большой в мире самородок золота - «Желанный незнакомец» весом 70 кг найден в штате Виктория в 1869 г.

• Подсчитано, что вулкан Таупо в Новой Зеландии во время извержения, которое произошло около 1800 гг. потому, выбросил 30 млрд т горной породы. Скорость ее выброса достигала 700 км/ч. Порода покрыла территорию в 16 тыс. км2, причем большая часть ее упала на значительном расстоянии - до 200 км от кратера вулкана.