Раздел II
МАТЕРИКИ
Урок № 27
Тема. АВСТРАЛИЯ - САМЫЙ МАЛЕНЬКИЙ МАТЕРИК ЗЕМЛИ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ, СВОЕОБРАЗИЕ ГП МАТЕРИКА. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ.
ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ, ФОРМЫ РЕЛЬЕФА И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ АВСТРАЛИИ, ИХ СРАВНЕНИЕ С АФРИКОЙ
Цель: сформировать у учащихся общее представление о своеобразии и особенностях природы Австралии; продолжать формировать навыки составления характеристики ГП материка по плану; продолжать формирование умения сравнивать и обобщать теоретический материал; совершенствовать практические умения и навыки учащихся работать с картами атласа, учебником и другими источниками географических знаний.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: физическая карта Австралии, глобус, атласы, учебники, портреты мореплавателей, иллюстративный материал о природе материка.
Опорные и базовые понятия: ФГП, рельеф, формы рельефа, полезные ископаемые, тектоническое строение, горы (старые, молодые), равнины (возвышенности, плоскогорья, низменности).
Географическая номенклатура: мысы: йорк, Юго-Восточный, Стоп-Пойнт, Байрон; моря: Коралловое, Тасманово, Арафурское, Тиморским; заливы: Карпентария, Большой Австралийский; проливы: Басова, Торесова; полуострова: Кейп-йорк, Арнем-Ленд; течения: Южная пассатная, Восточноавстралийское; острова: Тасмания, Новая Зеландия, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея; Западно-Австралийское плоскогорье; Центральная низменность; горы: Большой Водораздельный хребет (г. Косцюшко); реки: Муррей, Дарлінґ; озеро Эйр; пустыни: Большая Песчаная, Виктория.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Организационный момент
Определение цели и задач урока, определение места и значения темы «Австралия» в общей структуре курса.
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Прием «Интеллектуальная разминка»
• По какому плану составляется характеристика материка?
• Почему изучение любой территории начинается с изучения ее ГП?
• Что вам известно об Австралии? (Ориентировочно: самый маленький материк, самый жаркий, самый отдаленный, «все наоборот», одно государство, много сумчатых животных)
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Прием «Удивляю всех»
Учитель. Австралия - материк странный, ибо все там наоборот для нас: в январе - лето, деревья зимой сбрасывают не листья, а кору, через пустыни без топора не пройдешь, животные имеют сумки. Интересно узнать о такой материк больше?
Учитель предлагает ученикам продолжить (опережающее домашнее задание).
IV. Изучение нового материала
1. Прием «Творческая лаборатория»
Развернутый план этапа
1). Характеристика ФГП материка по плану
Ученики работают в группах самостоятельно, пользуясь планом в справочнике ученика, текстом учебника и картами атласа. После выполнения работы каждая группа отчитывается о выполнении работы и дает ответ на один из пунктов плана.
Ученики с помощью учителя делают общий вывод об особенностях ГП и их влияние на природу материка (удаленность, изолированность - своеобразная природа; пересекается почти по середине южным тропиком - сухой, жаркий климат).
2). История открытия
Рассказ учителя, опережающие задания учащихся.
3). Тектоническое строение
Работа с тектонической картой
4). Рельеф
Рассказ учителя, ученики наблюдают за картой.
5). Полезные ископаемые
Ученики называют их за картой, учитель направляет внимание на связь их расположение по происхождению.
В процессе работы учащиеся подписывают и наносят на контурную карту географическую номенклатуру.
2. Прием «Географический практикум»
Учащиеся самостоятельно сравнивают рельеф Австралии и Африки. Результаты оформляют в виде таблицы.
Признаки сравнения |
Австралия |
Африка |
1. Что составляет основу материка |
|
|
2. Плоскогорье |
|
|
3. Низменности |
|
|
4. Горы |
|
|
5. Область складчатости |
|
|
После выполнения работы подводится итог, учащиеся делают вывод.
V. Закрепление изученного материала
1. Прием «Микрофон»
• В чем особенности ГП Австралии?
• Откуда пошло название материка, кто и когда его открыл?
• Особенности рельефа Австралии.
• Почему в Австралии нет вулканов и ледников?
• На какие полезными ископаемыми богат материк?
2. Прием «Аукцион»
VИ. Итог урока
Прием «Пресс-конференция»
Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что больше всего поразило?
Прием «Да - нет»
• Австралия самый маленький материк Земли.
• На материке есть действующие вулканы.
• В Австралии есть высокие горы.
• Материк не имеет территорий с современным обледенением.
• Вдоль северо-восточной части материка протянулся Большой Барьерный риф.
• Австралию открыли китайцы.
• В Австралии много месторождений нефти и природного газа.
VII. Домашнее задание
• Проработать текст учебника.
• Закончить работу в контурных картах.
• Подготовить дополнительный материал, что касается внутренних вод и климата материка.
• Составить кроссворд с географической номенклатурой материка.
Дополнительный материал к уроку
• В 1851 году австралийский континент является английской колонией для каторжников. Там были найдены месторождения золота - и началась «золотая лихорадка», которая способствовала притоку переселенцев. С 1851 по 1861 г. численность населения материка удвоилось. В 1856 году австралийские золотоискатели добыли 95 тонн золота, а в 1893 году - 1300 тонн (в основном в западной Австралии, где и сейчас добывают золото). Именно здесь находится самый большой в мире карьер по добыче золота: ширина 2 км, длина 3 км, глубина 400 м. Австралия занимает третье место в мире по добыче золота (первое - ПАР). Самый большой в мире самородок золота - «Желанный незнакомец» весом 70 кг найден в штате Виктория в 1869 г.
• Подсчитано, что вулкан Таупо в Новой Зеландии во время извержения, которое произошло около 1800 гг. потому, выбросил 30 млрд т горной породы. Скорость ее выброса достигала 700 км/ч. Порода покрыла территорию в 16 тыс. км2, причем большая часть ее упала на значительном расстоянии - до 200 км от кратера вулкана.