Раздел II
МАТЕРИКИ
Урок № 28
Тема. ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ КЛИМАТА. СУХОСТЬ КЛИМАТА, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ. КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПОЯСА И ТИПЫ КЛИМАТА АВСТРАЛИИ. ВОДЫ СУШИ
Цель: показать особенности климатических условий и внутренних вод Австралии, продолжать формировать понятие о основные и переходные климатические пояса и соответствующие типы климата; совершенствовать умения работать с климатическими картами и диаграммами, воспитывать уважение к собственных мыслей и мнений товарищей по классу.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: физическая и климатическая карты Австралии, атласы, учебники, дополнительные источники географических знаний - энциклопедии, журналы, иллюстрации природы материка, слайды для мультимедийной доски.
Опорные и базовые понятия: климат, показатели климата, климатический пояс, внутренние воды, температура воздуха, сухость, влажность, тип климата, река, озеро, подземные воды, речное русло, крик.
Географическая номенклатура: реки: Муррей, Дарлінґ; озеро Эйр; Большой Артезианский бассейн.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Организационный момент
Определение цели и задач работы на уроке. Определение основных этапов работы на уроке.
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
1. Прием «Географическая мозаика»
• Атмосферный вихрь, который имеет низкое давление в центре. С ним связана неустойчивая облачная погода с осадками... (Циклон)
• Излучения Солнца... (Радиация)
• Субекваторіальна или тропическая растительность в виде степных пространств из многолетних травянистых растений, среди которых разбросаны отдельные деревья, группы деревьев или кустарники... (Саванна)
• Естественная расплавленная масса горных пород, которая образовалась в глубинных слоях Земли и не выливалась на ее поверхность... (Магма)
• Широтная полоса с относительно однородным климатом... (Климатический пояс)
• Часть суши, с которой вода стекает в данную реку, озеро, море... (Бассейн стока)
• Постоянный горизонтальный и вертикальный движение воздуха в атмосфере Земли... (Атмосферная циркуляция)
• Параллели 23° 26' сев. и юж. широты, проведенные на глобусе и карте пунктирной линией... (Тропики)
• Природный водный поток, который протекает в выработанном им длинном углублении земной поверхности... (Река)
• Удлиненное углубление речной долины, постоянно заполненное текучей водой... (Русло)
• Замкнутая природная углубление в земной поверхности, заполненная водой... (Озеро)
2. Прием «Географическая лаборатория»
Ученики наносят на контурные карты номенклатуру ГП и рельефа Австралии под диктовку учителя на два варианта.
3. Прием «Микрофон»
• Почему Австралию иногда называют островом?
• Назовите крайние точки материка.
• Почему Австралия была открыта позже других материков?
• Кто и когда ее открыл?
• Почему Австралию называют материком самым низким? Сравните средние высоты Австралии и Африки.
• Почему в рельефе преобладают равнины?
• На какие полезными ископаемыми богата Австралия?
• Что общего и отличного в рельефе Австралии и Африки? В чем причина?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Прием «Проблемный вопрос»
Учитель. В природе все взаимосвязано. Как географическое положение Австралии влиять на ее климат и внутренние воды? Подтвердится ли связь? Почему Австралия - самый сухой материк на Земле? Почему в южных штатах его четко выраженные времена года, а в северных - только два сезона. На все «почему?» ответим, изучив тему урока. (Все эти вопросы записаны на доске, к ним возвращаемся в конце урока.)
IV. Изучение нового материала
Развернутый план этапа
1. Общие особенности климата.
Учитель объясняет, учащиеся работают с картами атласа, учебником.
Прием «Мозговой штурм»
Нужно продолжить предложение, предложив любые возможные верные варианты:
а) климат жаркий, потому что...
б) климат сухой, потому что...
2. Климатические пояса и типы климата.
Ученики называют климатические пояса, в которых расположена Австралия. Обращают внимание на то, что о. Тасмания расположен в умеренном климатическом поясе. По тексту учебника учащиеся самостоятельно характеризуют климатические пояса и типы климата, работают по вариантам:
1 вариант - субэкваториальный климатический пояс;
2 вариант - тропический климатический пояс;
3 вариант - субтропический климатический пояс.
3. Воды суши.
Прием «Микрофон» (опережающее домашнее задание, сообщение учащихся)
Много рек и озер в Австралии? Почему?
Рассказ учителя о систему Муррей - Дарлінґ.
Вопрос. Дарлінґ летом пересыхает, разбиваясь на отдельные водоемы, а Муррей - нет. Почему?
V. Закрепление изученного материала
Прием «Экспресс-тест» (из предложенных тестов учитель формирует тесты с двумя вариантами по 6 вопросов)
1. Океаны, которыми омывается Австралия:
а) Индийским и Атлантическим;
б) Атлантическим и Тихим;
в) Тихим и Северно-Ледовитым;
г) Тихим и Индийским.
2. Координаты, которые имеет любая из точек Австралии:
а) южную широту и восточную долготу;
б) северную широту и западную долготу;
в) южную широту и западную долготу;
г) северную широту и восточную долготу.
3. Почти посередине Австралия пересекается:
а) экватором; б) Южным тропиком; в) нулевым меридианом; г) Южным полярным кругом
4. Тектонические структуры, лежащие в основе материка:
а) древняя платформа и область новой складчатости;
б) область древней складчатости и древняя платформа;
в) область новой и древней складчатости;
г) область новой складчатости.
5. Древней Австралийской платформе в рельефе соответствует:
а) Большой Водораздельный хребет и Центральная низменность.
б) Большой Барьерный риф и Большой Водораздельный хребет.
в) Центральная низменность и Западно-Австралийское плоскогорье.
г) Западно-Австралийское плоскогорье и Большой Водораздельный хребет.
6. Климатический пояс занимает Север Австралии:
а) арктический; б) субтропический; в) субэкваториальный; г) умеренный.
7. Север материка получает наибольшее количество осадков, в то время когда Солнце находится в зенит над:
а) Южным тропиком; б) экватором; в) Северным тропиком; г) нулевым меридианом.
8. Максимальные температуры воздуха в большей части Австралии фиксируются в:
а) июне - июле; б) марте - апреле; в) декабре - январе; г) ноябре - декабре.
9. Тип питания, что является преобладающим для рек Австралии:
а) ледниковый; б) почвенный; в) снежный; г) дождевой.
10. За своими природными особенностями австралийское озеро Эйр более всего напоминает африканское озеро:
а) Ньяса; б) Танґаньіка; в) Виктория; г) Чад.
11. Ветры, дующие над большей частью материка Австралия:
а) бризы; б) муссоны; в) пассаты; г) юго-западные.
12. Территория материка, где находится Большой Артезианский бассейн:
а) север материка; б) центр; в) восток; г) северо-восток.
VI. Итог урока
Прием «Делаю вывод»
• В Австралии жаркий климат, причиной чего является расположение материка вблизи экватора и на Южном тропика.
• В Австралии сухой климат, потому тропик пересекает материк посередине, а Большой Водораздельный хребет не пропускает влагу из океана во внутренние районы.
• Австралия расположена в трех климатических поясах, в субтропическом и тропическом, выделяют еще климатические области за увлажнением.
• Рек и озер мало, потому что сухой климат. Корки - временные водотоки.
VII. Домашнее задание
• Проработать текст учебника.
• Подготовить сообщение о Большой Барьерный риф.
• Подготовить сообщения о животных и растениях Австралии.
Дополнительный материал к уроку
В сухой период оз. Эйр - это небольшие отдельные соленые водоемы. После летних ливней мутные воды крики наполняют его водой. В середине XX века озеро Эйр хотели совсем убрать с карты, потому что оно было сухим уже 10 лет. Но летом 1949 года произошел катастрофический паводок, несколько месяцев шел дождь, мощные потоки наполнили озеро. С самолета географы увидели «синее море», окруженное лугами, цветами. Берега его кишели чайками, пеликанами, утками и другими птицами. Глубина озера составляла 4 метра. Однако сильная жара и испарения быстро превратили эту красоту на отдельные соленые пятна. В январе 1953 года озеро вновь воспроизвела очередная рекордная ливень. Именно поэтому на карте озеро Эйр обозначается пунктиром.