География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ГЕОГРАФИИ
7 класс

Раздел II

МАТЕРИКИ

Урок № 28

Тема. ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ КЛИМАТА. СУХОСТЬ КЛИМАТА, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ. КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПОЯСА И ТИПЫ КЛИМАТА АВСТРАЛИИ. ВОДЫ СУШИ

 

Цель: показать особенности климатических условий и внутренних вод Австралии, продолжать формировать понятие о основные и переходные климатические пояса и соответствующие типы климата; совершенствовать умения работать с климатическими картами и диаграммами, воспитывать уважение к собственных мыслей и мнений товарищей по классу.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: физическая и климатическая карты Австралии, атласы, учебники, дополнительные источники географических знаний - энциклопедии, журналы, иллюстрации природы материка, слайды для мультимедийной доски.

Опорные и базовые понятия: климат, показатели климата, климатический пояс, внутренние воды, температура воздуха, сухость, влажность, тип климата, река, озеро, подземные воды, речное русло, крик.

Географическая номенклатура: реки: Муррей, Дарлінґ; озеро Эйр; Большой Артезианский бассейн.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Организационный момент

Определение цели и задач работы на уроке. Определение основных этапов работы на уроке.

 

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

1. Прием «Географическая мозаика»

• Атмосферный вихрь, который имеет низкое давление в центре. С ним связана неустойчивая облачная погода с осадками... (Циклон)

• Излучения Солнца... (Радиация)

• Субекваторіальна или тропическая растительность в виде степных пространств из многолетних травянистых растений, среди которых разбросаны отдельные деревья, группы деревьев или кустарники... (Саванна)

• Естественная расплавленная масса горных пород, которая образовалась в глубинных слоях Земли и не выливалась на ее поверхность... (Магма)

• Широтная полоса с относительно однородным климатом... (Климатический пояс)

• Часть суши, с которой вода стекает в данную реку, озеро, море... (Бассейн стока)

• Постоянный горизонтальный и вертикальный движение воздуха в атмосфере Земли... (Атмосферная циркуляция)

• Параллели 23° 26' сев. и юж. широты, проведенные на глобусе и карте пунктирной линией... (Тропики)

• Природный водный поток, который протекает в выработанном им длинном углублении земной поверхности... (Река)

• Удлиненное углубление речной долины, постоянно заполненное текучей водой... (Русло)

• Замкнутая природная углубление в земной поверхности, заполненная водой... (Озеро)

2. Прием «Географическая лаборатория»

Ученики наносят на контурные карты номенклатуру ГП и рельефа Австралии под диктовку учителя на два варианта.

3. Прием «Микрофон»

• Почему Австралию иногда называют островом?

• Назовите крайние точки материка.

• Почему Австралия была открыта позже других материков?

• Кто и когда ее открыл?

Почему Австралию называют материком самым низким? Сравните средние высоты Австралии и Африки.

Почему в рельефе преобладают равнины?

На какие полезными ископаемыми богата Австралия?

Что общего и отличного в рельефе Австралии и Африки? В чем причина?

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Прием «Проблемный вопрос»

Учитель. В природе все взаимосвязано. Как географическое положение Австралии влиять на ее климат и внутренние воды? Подтвердится ли связь? Почему Австралия - самый сухой материк на Земле? Почему в южных штатах его четко выраженные времена года, а в северных - только два сезона. На все «почему?» ответим, изучив тему урока. (Все эти вопросы записаны на доске, к ним возвращаемся в конце урока.)

 

IV. Изучение нового материала

Развернутый план этапа

1. Общие особенности климата.

Учитель объясняет, учащиеся работают с картами атласа, учебником.

Прием «Мозговой штурм»

Нужно продолжить предложение, предложив любые возможные верные варианты:

а) климат жаркий, потому что...

б) климат сухой, потому что...

2. Климатические пояса и типы климата.

Ученики называют климатические пояса, в которых расположена Австралия. Обращают внимание на то, что о. Тасмания расположен в умеренном климатическом поясе. По тексту учебника учащиеся самостоятельно характеризуют климатические пояса и типы климата, работают по вариантам:

1 вариант - субэкваториальный климатический пояс;

2 вариант - тропический климатический пояс;

3 вариант - субтропический климатический пояс.

3. Воды суши.

Прием «Микрофон» (опережающее домашнее задание, сообщение учащихся)

Много рек и озер в Австралии? Почему?

Рассказ учителя о систему Муррей - Дарлінґ.

Вопрос. Дарлінґ летом пересыхает, разбиваясь на отдельные водоемы, а Муррей - нет. Почему?

 

V. Закрепление изученного материала

Прием «Экспресс-тест» (из предложенных тестов учитель формирует тесты с двумя вариантами по 6 вопросов)

1. Океаны, которыми омывается Австралия:

а) Индийским и Атлантическим;

б) Атлантическим и Тихим;

в) Тихим и Северно-Ледовитым;

г) Тихим и Индийским.

2. Координаты, которые имеет любая из точек Австралии:

а) южную широту и восточную долготу;

б) северную широту и западную долготу;

в) южную широту и западную долготу;

г) северную широту и восточную долготу.

3. Почти посередине Австралия пересекается:

а) экватором; б) Южным тропиком; в) нулевым меридианом; г) Южным полярным кругом

4. Тектонические структуры, лежащие в основе материка:

а) древняя платформа и область новой складчатости;

б) область древней складчатости и древняя платформа;

в) область новой и древней складчатости;

г) область новой складчатости.

5. Древней Австралийской платформе в рельефе соответствует:

а) Большой Водораздельный хребет и Центральная низменность.

б) Большой Барьерный риф и Большой Водораздельный хребет.

в) Центральная низменность и Западно-Австралийское плоскогорье.

г) Западно-Австралийское плоскогорье и Большой Водораздельный хребет.

6. Климатический пояс занимает Север Австралии:

а) арктический; б) субтропический; в) субэкваториальный; г) умеренный.

7. Север материка получает наибольшее количество осадков, в то время когда Солнце находится в зенит над:

а) Южным тропиком; б) экватором; в) Северным тропиком; г) нулевым меридианом.

8. Максимальные температуры воздуха в большей части Австралии фиксируются в:

а) июне - июле; б) марте - апреле; в) декабре - январе; г) ноябре - декабре.

9. Тип питания, что является преобладающим для рек Австралии:

а) ледниковый; б) почвенный; в) снежный; г) дождевой.

10. За своими природными особенностями австралийское озеро Эйр более всего напоминает африканское озеро:

а) Ньяса; б) Танґаньіка; в) Виктория; г) Чад.

11. Ветры, дующие над большей частью материка Австралия:

а) бризы; б) муссоны; в) пассаты; г) юго-западные.

12. Территория материка, где находится Большой Артезианский бассейн:

а) север материка; б) центр; в) восток; г) северо-восток.

 

VI. Итог урока

Прием «Делаю вывод»

• В Австралии жаркий климат, причиной чего является расположение материка вблизи экватора и на Южном тропика.

• В Австралии сухой климат, потому тропик пересекает материк посередине, а Большой Водораздельный хребет не пропускает влагу из океана во внутренние районы.

• Австралия расположена в трех климатических поясах, в субтропическом и тропическом, выделяют еще климатические области за увлажнением.

• Рек и озер мало, потому что сухой климат. Корки - временные водотоки.

 

VII. Домашнее задание

• Проработать текст учебника.

• Подготовить сообщение о Большой Барьерный риф.

• Подготовить сообщения о животных и растениях Австралии.

 

Дополнительный материал к уроку

В сухой период оз. Эйр - это небольшие отдельные соленые водоемы. После летних ливней мутные воды крики наполняют его водой. В середине XX века озеро Эйр хотели совсем убрать с карты, потому что оно было сухим уже 10 лет. Но летом 1949 года произошел катастрофический паводок, несколько месяцев шел дождь, мощные потоки наполнили озеро. С самолета географы увидели «синее море», окруженное лугами, цветами. Берега его кишели чайками, пеликанами, утками и другими птицами. Глубина озера составляла 4 метра. Однако сильная жара и испарения быстро превратили эту красоту на отдельные соленые пятна. В январе 1953 года озеро вновь воспроизвела очередная рекордная ливень. Именно поэтому на карте озеро Эйр обозначается пунктиром.