АЙСБЕРГ
Айсберги - крупные глыбы пресного льда, что отломались
от ледников и спустились к морю или озеру (обычные плавучие льдины и
паковые льды образуются при замерзании поверхности моря). Основными источниками
айсбергов служат фіордові ледники Гренландии и шельфовые ледники
Антарктиды. Длина антарктических айсбергов иногда достигает 80 км. Некоторые айсберги
поднимаются над поверхностью воды более чем на 60 м. В зависимости от формы айсбергов
их подводная часть в 7-9 раз больше надводной. Направление дрейфа айсбергов
зависит главным образом от океанических течений, поэтому айсберги часто двигаются
против ветра.
Антарктические айсберги редко продвигаются далеко на север в Индийский
океан и южную часть Тихого океана, где находятся основные судоходные пути, хоть
их и встречали в 160 км к югу от Австралии. В Южной Атлантике
айсберги дрейфуют с Фолклендською течению от мыса Горн до мыса Доброй Надежды.
Северная часть Тихого океана отделена от Северного Ледовитого (по
исключением узкого Берингова пролива) и свободная от айсбергов. 10 - 15 тыс.
айсбергов ежегодно откалываются от западно-гренландских ледников, много их
происходит из восточной Гренландии и северо-восточного арктического побережья
Канады. Лабрадорское течение переносит эти айсберги на юг, вдоль
Ньюфаундленда, а затем Гольфстрим вызывает их движение через Атлантику в
северо-восточном и восточном направлениях.
С апреля по август айсберги встречаются на оживленных североатлантических
судоходных линиях и в течение года могут наблюдаться в районах к северу
от 43° с. ш. Иногда на юге они встречались аж на широте Азорских о-вов.
В солнечную погоду благодаря их блестящей поверхности айсберги видно издалека. Ночью
буруны образуют предупредительную белую линию вокруг их основания. В тумане их
плохо видно на расстоянии свыше 90 м, и до изобретения радара айсберги проявляли по
помощью корабельной сирены, звук которого отражался от их поверхности.
Гибель лайнера «Титаник» в 1912 г. была результатом неосторожности, и это
стало причиной действующих до сих пор строгих правил безопасности мореплавания. В безлунную
ночь с 14 на 15 апреля судно продолжало двигаться со скоростью 22 узла,
несмотря на полученные по радио предупреждение о наличии в этом районе
плавающих льдов. Оно столкнулось с айсбергом через 40 с после того, как тот
был замечен, и затонуло через 2 ч 40 мин, унеся жизни 1513 человек.