Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел шестой
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ
РЕЛИГИЯ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ
3. Религия - сфера духовной культуры

Связь религии и духовной культуры.

В философии сформулировано понятие духовное производство для характеристики идей, знаний, представлений, художественных ценностей. Вероятно, именно продукты духовного производства в широком понимании и составляют элементы духовной культуры. В основе теологических концепций понимания духовной культуры лежит идея определяющей роли религии в развитии цивилизации и культуры. В начале XX в. проблемы происхождения христианства широко исследуются русским религиозным философом Павлом Флоренским, который доказывал, что именно религия создает культуру, составляет ее содержание, реализует те же функции, что и искусство, наука, мораль. Производным здесь есть этимологические вывода ним понятия «культура» из слова культ. Поскольку слово культура имеет корень культ, то и сама культура, культурные ценности являются лишь производными культа.

На дохристианских этапах развития общества, по мнению Павла Флоренского, человек ориентирует свою деятельность на материальные интересы, развивая только материальную культуру. Одухотворятися душа человека начинает лишь после Иисуса Христа. Именно с Богоявления особое значение в духовно-историческом развитии приобретает София, Божественная Премудрость, которая выводит человека из состояния духовного сна и обеспечивает развитие духовной культуры. Павел Флоренский формулирует собственную концепцию софіології, где пытается осветить духовность человека как результат действия Софии, что является промежуточным звеном между Богом и человеком, приближает Бога к человеку и возвращает человека к Богу, отрицал творческую деятельность человека как настоящего творца культурных ценностей, не учитывая динамизм исторического развития культуры.

Современные православные богословы, идя за Павлом Флоренским, определяют духовную культуру как неземное, сверхъестественное явление, ограничивают ее только религиозными идеями и морально-религиозными требованиями. Не берутся во внимание материальная основа культуры, ее значение, неразрывное единство материальной и духовной культуры. Подобная точка зрения существует в католической и протестантской культурологии. В частности, в пастырской конституции, принятой в 60-х годах XX ст. II Ватиканским собором, подчеркивается, что христианское вероучение обновляет и очищает духовную культуру, поднося ее развитие на новую ступень. Протестантская теология также рассматривает религию как субстанцию духовной деятельности человека, как форму осмысления и правильного восприятия культурных ценностей. Мусульманские культурологи называют ислам цивілізаторською религией и утверждают, что всем достижениям в науке, культуре мусульманский мир обязан ислама. Следовательно, богословские системы считают религию той единственной основой, на почве которой могла возникнуть и достичь высот духовная культура.

С научной точки зрения, духовная культура выступает механизмом передачи накопленных обществом разнообразных ценностей и традиций, охватывает сферу духовного производства, куда входят такие формы общественного сознания, как философия, искусство, политика, право, этика, наука, в том числе религия. Научная концепция органическим единством материальной и духовной культуры. При таком подходе преобладающая роль отводится материальным основам культуры. Духовной культуре свойственны определенные особенности: историческая обусловленность, фиксирует национальные традиции, различия, включает в себя общечеловеческие ценности. Все это является характерным для всех явлений духовной культуры, в том числе для религии, которая также создается человечеством и служит человечеству.

Следовательно, религия является сложным духовным образованием. Правда, до недавнего времени религия, как духовная культура оценивалась упрощенно. Религия определялась как система невигласних представлений о мире и человеке, и как особая система духовной деятельности людей, религия имеет собственную специфическую структуру. В ней выделяются следующие основные элементы: религиозное сознание, религиозные чувства, религиозный культ, религиозные организации.

Религиозное сознание охватывает два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных уровня: религиозные психологию и идеологию. Религиозная психология - это совокупность присущих массе верующих представлений, чувств, настроений, привычек, традиций, связанных с определенной системой религиозных идей. Религиозная идеология - это более или менее стройная система идей, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации, профессиональные богословы и служители культа.

В историческом аспекте религиозные психология и идеология становятся ступеньками развития религии.

В современных религиях идеология включает теологию, или богословие, богословские концепции экономики, политики, права, искусства, религиозную философию и т.д. Важнейшей частью религиозной идеологии является теология, формулирует доказательства идеи Бога, дает систематизированное изложение религиозных взглядов на мир, человека в мире, на смысл ее бытия. Источником идеологии каждой религии есть ее Святое Писаніє (Трипитака - у буддистов. Библия - у христиан, Коран - у мусульман и др.). Богословы неоднозначно объясняют одну и ту же Святую книгу и что это зависит от их собственных социально-политических позиций, условий конкретной исторической эпохи. Православные христиане, католики, протестанты за основу вероучения принимают Библию, но объясняют некоторые его положения по-разному. Итак, основой религиозной идеологии каждого вероисповедания считается его собственное понимание и объяснение Божьего откровения, текстов Священного Писанія. Религиозная идеология является формой фантастических представлений о сверхъестественный мир, наставлений святых пророков, поданных очень часто в форме сказаний, и играет для масс верующих роль популярной, жизненной философии.

Существенным элементом религии является эмоциональное отношение верующих к созданным их воображением сверхъестественных сил. Специфика религиозных чувств, согласно науки, заключается в том, что религиозные чувства направлены не на реальные, а вымышленные, иллюзорные объекты, на сверхъестественное. Неотъемлемой частью любой религии, ее реализации в сфере повседневности есть культ - совокупность символических действий, с помощью которых верующий пытается повлиять на сверхъестественные объекты. К культу относятся: обряды, ритуалы, жертвоприношения, таинства, богослужения, посты, молитвы, а также материальные предметы, используемые, храмы, священные реликвии, посуда, одежда. Конкретные формы реализации религиозного культа в разных конфессиях неодинаковы. Католицизм и православие сохраняют верность пышной театрализованной обрядности, широко используют искусство: живопись, скульптуру, музыку, пение и т.д. Таинства в протестантизме имеют более скромный и строгий характер: уменьшено количество таинств и праздников, упрощено богослужение. Основу культа составляют индивидуальные формы общения верующего с Богом - молитвы, покаяние, мистические откровения.

Религия материализуется также и в религиозных организациях - объединениях последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и обрядов (церковь, секта, деноминация). Религиозные организации выполняют широкий круг функций, главными из которых является удовлетворение религиозных потребностей верующих, регулировка культовой деятельности, разработка и пропаганда вероучения, обеспечения целостности организации. Религиозные организации могут выполнять и нерелигиозные функции (политические, правовые и др.), что помогает религии сохранять свои позиции в социальной и духовной жизни общества.

На практике иногда смешивают элементы религии или выдают одно за другое. Скажем, известные определения: религия есть опиум народа, религия - один из видов духовного гнета или орган буржуазной реакции касаются политики и функций церкви в далеком прошлом. Однако не можем отнести их к современности, к каждому из элементов религии; скажем, нельзя трактовать Библию - выдающееся произведение духовной культуры человечества - как опиум. Нельзя также назвать современные церкви, религиозные общины в Украине или других странах органами буржуазной реакции. Перенос оценок элементов религии, которые выносились в прошлом, на религию и церковь в новых социальных условиях может привести (и приводило) к нежелательным, даже трагических социальных последствий. Следовательно, религиозные представления, настроения, действия и организации составляют единый религиозный комплекс, все элементы которого неразрывно связаны между собой, а также с конкретными социально-политическими и духовными условиями жизни каждой страны.