КЕЙНСИАНСТВО И ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ
Что такое коэффициент мультипликации? Какую роль он играет в теории Дж. М. Кейнса?
Мультипликатор (от лат. multiplicator - то, что множит) означает множитель. Мультипликатор, выражающий связь между приростом инвестиций и приростом дохода, усиливает (умножает) влияние инвестиционного спроса на увеличение доходов:
В чем заключается суть мультипликационного эффекта?
Прежде всего в том, что увеличение инвестиционного спроса неизбежно сопровождается увеличением спроса на потребительские товары, причем в большем объеме, чем спроса на инвестиции. Рост доходов работников, занятых в инвестиционном секторе, означает увеличение их спроса на потребительские товары. Следовательно, растут производство и доходы в отраслях, производящих предметы потребления. В свою очередь, это предопределяет расширение производства и доходов в "третичном" секторе. Первоначальный "толчок" к расширению производства будет нарастать по принципу цепного связи между отраслями.
Эффект мультипликации зависит от первоначального "толчка" и доли дохода, выделенного его получателями на потребление, то есть от предельной склонности к потреблению. Чем больше предельная склонность к потреблению, тем выше коэффициент мультипликации.
Мультипликационный эффект проявляет себя при определенных условиях: наличии незанятых мощностей, свободной рабочей силы.
Его действие наиболее заметна в условиях подъема. В случае снижения инвестиционного спроса мультипликатор действует со знаком "минус", падение инвестиций сопровождается кумулятивным падением потребительского спроса.