Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Пособие по философии

РАЗДЕЛ И

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 5. Становление и развитие украинской философской мысли

§2. Развитие философской мысли в Украине от Сковороды до нашего времени

Григорий Сковорода (1722-1794 гг.) родился на Полтавщине в семье казака. Он известный как человек разносторонне одаренный и талантливый: был композитором, поэтом, музыкантом, художником, певцом, теологом, философом, моралістом-этиком; в совершенстве знал латинский, древнегреческий, древнееврейский, немецкий языки.

С 16 лет Он учится в Киево-Могилянской Академии. С 1741 по 1744 гг. поет в придворной капелле императрицы Елизаветы. Около трех лет работает в составе посольства Вишневского в Венгрии. За это время он пешком обходит Венгрию, Австрию, Польшу, Германию, Италию. Во всех этих странах посещает лекции ведущих профессоров известных в Европе университетов. С 1754 г. Сковорода становится домашним учителем сына помещика Тамары в Кавраї на Черкасщине. С 1759 г. преподает в Харьковском коллегиуме, а с 1769 г. живет как странствующий философ и создает свои главные произведения, но еще в период пребывание в Кавраї Сковорода формирует свой оригинальный мировоззрение, создает первые значительные поэтические и философские произведения, прежде всего «Сад божественных песен».

Человек независимый и прямая по характеру, Сковорода не хотел быть подчиненным людям, которые уступали перед ним в своем интеллектуальном развитии. ! именно странствующий способ жития дал возможность мыслителю всем свойственно многим философам стремление к аскетизму и самовыражения.

Сковорода не имел никакой собственности и был свободным, насколько вообще может быть свободным человек. Просыпался он обязательно до восхода солнца и стремился наблюдать этот восток, не употреблял ни мяса, ни рыбы. Ежедневно не менее четырех часов проводил наедине с природой.

В своих произведениях выработал стройную и оригинальную философию, рассматривал важнейшие мировоззренческие вопросы и прежде всего, - место человека в мире.

За Сковородой, существуют три взаимосвязанные миры:

макрокосм (вся природа);

микрокосм (человек);

мир символов (духовное жизни, основу которого составляет Библия).

Макрокосм - это общий большой мир, в котором все существует, и он состоит из бесчисленного количества миров. Микрокосм - малый мир, мир человека. Чем-то тождественен макрокосму. В символическом мире "собраны небесных, земных и преисподних тварей фигуры... ведущими мысль нашу в понятие вечной натуры".

Каждый мир имеет две натуры: внутреннюю и внешнюю. Внешняя натура макрокосма - мир, что наблюдается, а внутренняя - Бог; внешняя натура человека - его тело, а внутренняя - душа; внешняя натура Библии - ее вещественная сторона, а внутренняя - идеи, содержащиеся в ней. При этом главное - это, конечно, внутренняя, невидимая сторона, а внешняя - лишь тень, отражение внутреннего.

Главным в человеке Сковорода считает не ум, не логика, а эмоционально-волевую сущность человеческой духовности - сердце. Эта невидимая натура является основой единства человека и Бога. Отсюда следует примечательное мнение украинского Сократа: познание - это, прежде всего, самопознание, а самопознание является познанием Бога. Однако Бог Сковороды - не прообраз человека, не личность, а природа и "солнце мира". Он сливается с природой, что вечна, не имеет границ, то есть бесконечная в пространстве и времени.

Необыкновенно современно звучит его мысль о том, что именно человек является ключом ко всем тайнам природы и общества. Поэтому главное - это (как знали еще древние греки) познать себя, свою внутреннюю суть. И эта внутренняя, духовная сущность человека, истина в ее сердце и является настоящим Богом в ней. Это сознание, дух, воля, внутренние убеждения человека. Отсюда вытекает одна из главных идей великого философа - идея родственной труда.

Познание себя, за Сковородой, - не самоцель, а только средство. Родственная труд - такая деятельность, что соответствует внутренней природе человека, его способностям и потребностям. Нужно познать свою "внутреннюю, сердечную" человека, чтобы правильно найти свое место в жизни - такое место, что может дать глубокое внутреннее удовлетворение человеку, на котором она принесет пользу другим людям. Только в этом случае человек может быть счастливым.

Исходя из этого и продолжая линию "умного удовольствие" Эпикура (все необходимое легко добывается, а пустое и лишнее тяжело), Сковорода связи с важной мнением Демокрита, что обязательно нужно ценить, то, что ты имеешь, четко формулирует основной философско-этический закон всей человеческой жизни: нужно - не бедственное, тяжелое - ненужным. Он проводит водораздел между естественным и искусственным, необходимым для жизни и искаженным, которое губит человека и человечество (своеобразная лезвие Сковороды).

Оригинально решает мыслитель и вопрос о равенстве и неравенстве людей. Он выдвигает идею неравной равенства. Каждый человек, говорит он, похожа на кувшин. Она кувшин, зависит от нее самой, Бог же каждому наполняет кувшин полностью.

Григорий Саввич Сковорода:

- Что такое жизнь? Это путешествие: прокладывать себе дорогу, не зная, куда идти, зачем идти.

- Что может быть вреднее, чем человек, который обладает знанием самых сложных наук, но без хорошего сердца? Она все свои знания употребит во зло.

- У истины простая речь.

- Без зерна орех - ничто, а без сердца - человек.

- Кто не любит хлопот, должен научиться просто и убого жить.

- И что глупее, как равное равенство, которое глупцы в мир ввести зря стараются.

- Истинная человек и Бог - одно и то же.

Оставьте... В этом фолианте Мы все утонем без следа!.. Не говорите мне о Канте!! Что Кант?.. Вот... есть... Сковорода!!!

А. Белый

В наследии Сковороды с классической ясностью выражены те черты украинской философии, что формировались на протяжении всей ее истории: антеізм, екзистенціальність и кордоцентризм.

Перед смертью Сковорода пришел (со всеми своими рукописями) к своему ученику - М. И. Ковалинского, завещая, чтобы на могиле установили надгробный надпись: "Мир ловил меня, но не поймал". Философское наследие мыслителя далее развивало многие деятели украинской культуры.

На особое внимание заслуживает Тарас Шевченко (1814-1861 гг.), в духовном наследии которого важное место занимает проблема человека и его духовного мира. Он отстаивает

идеи с.вободи (личного и национального), необходимости сохранения украинского языка. Шевченко во многом сформировал самосознание украинского народа.

Тарас Григорьевич Шевченко :

- Все идет, все проходит - и края нет.

Куда же оно делось? Откуда взялось?

И дурак, и мудрый ничего не знает.

- Один у второго вопрошаем,

На что нас привела?

Или для добра? То для зла?

Зачем живем? Чего желаем?

И, недознавшись, умираєм,

И покидаем дела...?

- И день идет, и ночь идет,

И, голову схватив в руки,

Удивляешься, почему не идет

Апостол правды и науки.

Всему миру известны труды Александра Потебни (1835-1891 гг.) - лингвиста и философа, профессора Харьковского университета. Он показал неразрывную связь познания с языке. Речи Потебня понимает как творческий акт и подчеркивает право национальной культуры на свой язык, а также влияние языка на сознание человека и народа.

Много сделал для развития украинской и русской философии Памфіл Юркевич (1827-1874 гг.), который выступал против материализма и идеализма за их невнимание к духовности, чувств человека, его сердца - основы существования. Большое внимание он уделял естественным наукам, перенесению методов эмпирического исследования в психологию и другие науки о человеческом духе.

Существенный вклад в развитие украинской философии внесли также М. Драгоманов, С. Подолинский, П. Грабовский, М. Павлик. Значительное место в развитии философско-социологической мысли Украины принадлежит Ивану Франко, который главные ценности человека видит в самой жизни, труда, счастье и личной свободе.

В новейшей украинской философии следует выделить первого президента Украинской Академии наук В. Вернадского (1863-1945 гг.), который создал учение о ноосфере как область космоса, преобразованную умом человека. По сути дела, Вернадский создал новую картину мира, показав, что человеческая деятельность приобрела космического характера, поэтому жизненной необходимостью становится управление всем процессом социального развития, выработки планетарного мышления человечества и каждого человека.

В годы существования Советского Союза тоталитаризм значительно ограничивал развитие философии в Украине. Но были и значительные достижения, особенно в таких сферах, как история философии, категориальный анализ, логика и методология научного познания, проблемы этики и эстетики, философские проблемы естественных наук.