РАЗДЕЛ И
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Тема 5. Становление
и развитие украинской философской мысли
§1. Становление философской
мысли в Украине (XI-XVII ст.)
Становление философской мысли Украины происходило во времена Киевской Руси, когда
на ее территорию проникает христианство. В связи с этим на ее формирование повлияли
три главных источника: идеи христианства, развитые в византийской философии; античная
наследие, которая стала доступной в это же время, и собственная духовная культура, которая существовала
в виде мифов, былин, сказаний.
Под преимущественным влиянием последнего источника возникает тип мышления и мировоззрение, не склонен
до абстрактного теоретизирования, характерного для западноевропейской философской
культуры. Философ был не теоретиком, а, скорее, любомудром, его больше
интересуют не технология философии, не определения понятий, а смысложизненные вопросы
и справедливость в жизни общества, т.е. проблемы человека и человеческой истории.
Эта особенность раскрывается в таких чертах, присущих украинскому менталитету
(состав духовности) и украинской философии, как антеізм, екзистєнціальність и
кордоцентризм.
♦ Антеізм - характерна для народа
землепашца и хлебороба близость к земле, природы, неразрывную связь с ними,
что заметно проявляется в национальном характере, песнях, всем укладе жизни украинского
народа.
♦ Екзистенціальність - проявляется в повышенной
чувствительности, лиричности, вниманию к духовным вопросам (в частности религиозности).
♦ Кордоцентризм - вытекает из двух предыдущих
понятий. Заключается в том, что человек как существо, близка к природе и такая, что живет
больше чувствами, чем рассуждением, важнейшие жизненные вопросы не может решать
чисто логическим путем, посредством ума, а решает их нелогично, интуицией - сердцем.
Первыми источниками Киевской Руси, в которых рассматривались философские вопросы, были
летописи «Повесть временных лет» (в которую входило «Слово философа») и «Слово о
законе и благодати» Иллариона (первого славянского главы церкви - митрополита Киевского
Руси), в котором Илларион показывал преимущества нового христианского завета (благодати)
перед древним иудейским законом.
В это время происходят значительные изменения в мировоззрении. Человек уже воспринимает себя не столько
как частичку природы, сколько как высшее существо, "царя природы", что стоит
над всеми животными, как соединяющие звено между Богом и другой природой. Человек представляет
себя центральной фигурой во всем созданном Вселенной. Эта точка зрения называется
антропоцентризмом.
Важнейшим вопросом мировоззрения становится соотношение тела и души. Тело соединяет
человека с природой, а душа - с Богом.
Этот тип философствования охватывает время с конца X до середины XV в. После татаро-монгольского
нашествия в XIII в. он хранится в Галицко-Волынском княжестве, а позже
- и в Великом княжестве
Литовском, в состав которого входит большая часть Украины.
Второй период становления украинской философии связан с борьбой украинского
народа за свое освобождение. Философия этого периода развивается на основе духовности
Киевской Руси, идей европейского Возрождения, античной философии и под влиянием
византийского исихазма - этико-религиозного учения о пути человека к слиянию с Богом через
сосредоточение сознания в самом себе, "очищение сердца" с помощью приемов
психофизического самоконтроля (есть аналогия с суфизмом в исламе и с йогой в Индии).
В XVI ст.
в Украине
распространяется книгопечатание с научно-образовательным центром в Остроге, а в XVII
в. создается первое высшее учебное заведение университетского типа - Киево-Могилянская
академия (1632 г.). В ней изучается античная и византийская философия, а также труда
арабских философов, в частности «Логика Авіасафа» Аль Газзали. Большое внимание уделяется
изучению природы, особенно астрономии.
Профессора Киево-Могилянской академии всесторонне исследуют проблемы познания, познавательную
способности человека: ощущение, восприятие, память, речь и мышление. Все ощущения они
поделят на внешние (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) и внутренние (представление, фантазия,
сновидения, память). В трудах и лекциях Ф. Прокоповича, С. Яворского, Г. Щербацкого
и других наблюдается постепенный переход от богопознания к познанию природы
и человека, ассимиляция передовых идей западноевропейской философии Нового времени (Коперника,
Галилея, Декарта, Гассенди).
Первый университетский центр Украины, России и Белоруссии - Киево-Могилянская академия
- становится сосредоточением всех знаний своего времени, а также центром подготовки деятелей образования
и для всех восточных славян.
В ней учился Григорий Сковорода, чье философское учение стало вершиной развития
философии Украины, а сам Сковорода стал классиком философии Украины и всех восточных
славян.