Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Пособие по философии

РАЗДЕЛ И

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 5. Становление и развитие украинской философской мысли

§1. Становление философской мысли в Украине (XI-XVII ст.)

Становление философской мысли Украины происходило во времена Киевской Руси, когда на ее территорию проникает христианство. В связи с этим на ее формирование повлияли три главных источника: идеи христианства, развитые в византийской философии; античная наследие, которая стала доступной в это же время, и собственная духовная культура, которая существовала в виде мифов, былин, сказаний.

Под преимущественным влиянием последнего источника возникает тип мышления и мировоззрение, не склонен до абстрактного теоретизирования, характерного для западноевропейской философской культуры. Философ был не теоретиком, а, скорее, любомудром, его больше интересуют не технология философии, не определения понятий, а смысложизненные вопросы и справедливость в жизни общества, т.е. проблемы человека и человеческой истории.

Эта особенность раскрывается в таких чертах, присущих украинскому менталитету (состав духовности) и украинской философии, как антеізм, екзистєнціальність и кордоцентризм.

Антеізм - характерна для народа землепашца и хлебороба близость к земле, природы, неразрывную связь с ними, что заметно проявляется в национальном характере, песнях, всем укладе жизни украинского народа.

Екзистенціальність - проявляется в повышенной чувствительности, лиричности, вниманию к духовным вопросам (в частности религиозности).

Кордоцентризм - вытекает из двух предыдущих понятий. Заключается в том, что человек как существо, близка к природе и такая, что живет больше чувствами, чем рассуждением, важнейшие жизненные вопросы не может решать чисто логическим путем, посредством ума, а решает их нелогично, интуицией - сердцем.

Первыми источниками Киевской Руси, в которых рассматривались философские вопросы, были летописи «Повесть временных лет» (в которую входило «Слово философа») и «Слово о законе и благодати» Иллариона (первого славянского главы церкви - митрополита Киевского Руси), в котором Илларион показывал преимущества нового христианского завета (благодати) перед древним иудейским законом.

В это время происходят значительные изменения в мировоззрении. Человек уже воспринимает себя не столько как частичку природы, сколько как высшее существо, "царя природы", что стоит над всеми животными, как соединяющие звено между Богом и другой природой. Человек представляет себя центральной фигурой во всем созданном Вселенной. Эта точка зрения называется антропоцентризмом.

Важнейшим вопросом мировоззрения становится соотношение тела и души. Тело соединяет человека с природой, а душа - с Богом.

Этот тип философствования охватывает время с конца X до середины XV в. После татаро-монгольского нашествия в XIII в. он хранится в Галицко-Волынском княжестве, а позже - и в Великом княжестве Литовском, в состав которого входит большая часть Украины.

Второй период становления украинской философии связан с борьбой украинского народа за свое освобождение. Философия этого периода развивается на основе духовности Киевской Руси, идей европейского Возрождения, античной философии и под влиянием византийского исихазма - этико-религиозного учения о пути человека к слиянию с Богом через сосредоточение сознания в самом себе, "очищение сердца" с помощью приемов психофизического самоконтроля (есть аналогия с суфизмом в исламе и с йогой в Индии).

В XVI ст. в Украине распространяется книгопечатание с научно-образовательным центром в Остроге, а в XVII в. создается первое высшее учебное заведение университетского типа - Киево-Могилянская академия (1632 г.). В ней изучается античная и византийская философия, а также труда арабских философов, в частности «Логика Авіасафа» Аль Газзали. Большое внимание уделяется изучению природы, особенно астрономии.

Профессора Киево-Могилянской академии всесторонне исследуют проблемы познания, познавательную способности человека: ощущение, восприятие, память, речь и мышление. Все ощущения они поделят на внешние (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) и внутренние (представление, фантазия, сновидения, память). В трудах и лекциях Ф. Прокоповича, С. Яворского, Г. Щербацкого и других наблюдается постепенный переход от богопознания к познанию природы и человека, ассимиляция передовых идей западноевропейской философии Нового времени (Коперника, Галилея, Декарта, Гассенди).

Первый университетский центр Украины, России и Белоруссии - Киево-Могилянская академия - становится сосредоточением всех знаний своего времени, а также центром подготовки деятелей образования и для всех восточных славян.

В ней учился Григорий Сковорода, чье философское учение стало вершиной развития философии Украины, а сам Сковорода стал классиком философии Украины и всех восточных славян.