Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Авторитет политический (от лат. auctor, auctoritas - основатель, создатель, властное влияние) - источник, одна из основных форм осуществления власти, которая основывается на загальнопоширеному воздействии какого-либо лица или организации в различных сферах общественной жизни. С помощью А. п. осуществляется контроль над политическими действиями (стимулирование одних действий, ограничение или запрещение других), их согласование как в общем, так и в индивидуальном плане. А. п. основывается на знаниях, опыте, нравственных качествах и социальном статусе. Легитимность А. п. заключается в способности, не используя силу, влиять на поведение других людей путем настойчивости и убеждения. От формального влияния А. п. отличается прямым характером деяния в форме директивы, приказа и распоряжения, а от внешнего принуждения - тем, что исполнение приказа предполагает уверенность исполнителя в его легитимности, а не осознание того, что за выполнение приказа могут возникнуть поощрительные или репрессивные акции руководителя. Эффективность А. п. во многом определяется взаимодействиями с другими формами власти, что не исключает противоречий, которые существуют между ними. А. п. усиливается тогда, когда соблюдение его сопровождается наградами. Если А. п. узаконивается средствами принудительного контроля, это может привести к возникновению принудительной власти, которая оказывается, таким образом, соперницей настоящего авторитета и фактически подрывает его. В отличие от откровенного принуждения, который опирается на постоянную возможность прямого применения насилия, власть А. п. гарантируется другими способами: без прямого принуждения и выраженной готовности. По М. Вебером, гарантами А. п. могут быть: 1) традиция, когда властный авторитет основывается на обычаях, привычках подчиняться, уважать выдающуюся личность или организацию; 2) рационально обоснована законность (легальность), приобретенная вследствие уважения людей к закону, конституционной воли большинства; 3) харизма, которая связана с личным уважением к лидеру или организации, с верой в их исключительные качества. Соответственно в первом случае мы имеем традиционный способ легитимации А. п., во втором - рационально-легальный, в третьем - харизматичный. Узакониваются все основные элементы механизма создания А. п.: институты, через которые он осуществляется; авторитетные политические субъекты, которые поддерживают его своими действиями; способ провозглашения и структура самих авторитетных требований и распоряжений. В традиционном типе А. п. значимость всех элементов авторитетности подтверждается ссылкой на их прямую преемственность с теми, что существовали с давних времен. В рациональном типе А. п. - апелляция к разумных основ каждого элемента, их внутренней непротиворечивости, взаимной согласованности и др. В харизматическом типе А. п. - апелляция к общей веры в безошибочность и сверхъестественные качества политического лидера. Американский социолог функционального направления Э. Шилз, который продолжил развитие веберівської концепции легитимации А. п., утверждает, что все типы авторитета опираются на веру в определенную связь со священным началом. Некоторые политологи считают, что обобщения, легитимации нуждаются не только правящие субъекты политического процесса, но и подчиненные, исполнители распоряжений. Потребности субъектов политики в легитимации А. п. заключаются не только в том, что они видят в ней один из источников укрепления своей власти, а и в том, что имеют потребность самооправдания правоты собственных действий и поведения на законных основаниях. Подданные также нуждаются в легитимности, ведь стремятся найти высший смысл в собственных действиях, который обусловлен выполнением авторитетных приказов и распоряжений на законном основании. В том случае, когда власть апеллирует к А. п., а сама оказывает акты несправедливости, можно фиксировать факт потери законности А. п. Потеря А. п. является неизбежным следствием его неэффективности в решении социально-экономических и политических проблем, которые всегда измеряются общепризнанной справедливости в распределении материальных и духовных благ. Потеря властью А. п. может стать прямым путем к установлению авторитарного или тоталитарного политического режима.

А. п. приобретается многочисленными стратегическими и тактическими методами и мероприятиями. Среди них: прямое влияние на политическую власть и государственных руководителей высшего ранга, оппозиционность к существующему политическому режиму; использования финансовых и интеллектуальных возможностей; влияние на общественное мнение и общественность с помощью средств массовой информации для популяризации собственных идей и политических программ; попытки повлиять на результаты выборов за счет финансов и административного ресурса; прямое представительство в законодательных органах власти или правительственном аппарате, что предоставляет широкие возможности принимать не только непосредственное участие в принятии важных государственных решений, но и лоббировать собственные или корпоративные интересы. Эффективность А. п. зависит от активности и энергии лидеров и представителей элитарных кругов определенной политической организации, от финансовых возможностей, уровня совпадения стремлений тех, кто влияет, с общественным мнением, типа политического режима и его способности учитывать интересы тех, кто влияет, и масс вообще, правильности стратегии и тактики в деятельности и др. Наконец, политическая наука определяет социальные функции А. п. в зависимости от консервативной или радикальной политической ориентации лидеров. Консерваторы считают традиционность А. п. условием стабилизационных процессов в обществе, радикалы, наоборот, эту самую традиционность считают серьезным тормозом на пути общественного прогресса. Но, безусловно, устойчивость и продолжительность А. п. связаны с народным доверием, политической и гражданской ответственностью перед обществом, собственной порядочностью, чувством справедливости и безоговорочным соблюдением законов в проведении политики. Властная деятельность, построенная на основе А. п., не вызывает в обществе негативной реакции, не воспринимается как принудительная. Вот почему полученном общегосударственными лидерами, политическими элитами и другими властными структурами А. п. является существенным условием стабильности и согласия в общественно-политической жизни. А. п. существует в каждом обществе и признается почти всеми политическими идеологиями и организациями.

Вебер М. Избранные произведения. - M., 1990; Давыдов Ю. H. Авторитет /Современная западная социология. Словарь. - М., 1990; Пахарев А. Д. Политическое лидерство и лидеры. - К., 2001; Политологический энциклопедический словарь. - К., 1997.

А. Пахарев